Перейти к содержанию

Через Тернии К Звёздам!


Рекомендуемые сообщения

Через тернии к звёздам
/Ad astra per aspera/

 

 

Посвящается достойной пямяти
гениальных Личностей своего времени:

режиссёра Ричарда Викторова
(07.11.1929 — 08.09.1983);

писателя-фантаста Кира Булычёва
/Игоря Всеволодовича Можейко/
(18.10.1934 — 05.09.2003);

композитора
Алексея Львовича Ры́бникова;

И - Лене Метёлкиной, благодаря которой
воплотились в реальность удивительные
образы Нийи, а также Полины из фильма
"Гостья из будущего".

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------

post-2-1244395102.gif

 


Синопсис


2222 год. Люди Земли объединились в единую семью, сохранили и обновили природу, невиданных высот достигли наука и техника, звездолеты землян со сверхсветовой скоростью бороздят просторы Вселенной, люди вступили в контакт с представителями внеземных цивилизаций.

В таинственных глубинах Вселенной патрульный звездолет "Пушкин" обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. На корабле находят полностью разрушенную лабораторию по клонированию человекоподобных существ. Среди погибших инопланетян оказывается один выживший искусственный гуманоид - девушка Нийя, внешне очень похожая на человека. Ученые Земли очень быстро разобрались - биологически она сходна с людьми, но рождена необычным способом - выращена искусственно из живых клеток. И еще Нийя обладала необычными свойствами: могла телепортироваться - мгновенно перемещаться в пространстве, передвигать взглядом предметы, у нее была молниеносная реакция, необычная сила.

На Земле выясняется, что в мозг инопланетянки зашит пульт управления, призванный гарантировать точное выполнение "особой миссии". Пульт начинает действовать в тот момент, когда Нийа в составе земной экспедиции высаживается на своей родной планете Десса...

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тернии

 

 

Если Ваше сознательное детство и ранняя юность пришлись на восьмидесятые, то для Вас названия фантастических фильмов Ричарда Викторова говорят о многом. Почти двадцать лет герои кинокартин "Москва-Кассеопея", "Отроки во Вселенной" и "Через тернии к звездам" держали в напряжении подростков всего Советского Союза. Это было похоже на массовое помешательство. Никогда, со времен полета Гагарина, космос не казался таким близким, а контакт с инопланетянами столь реальным.

 

1980 год ознаменовался выходом нового фантастического фильма Ричарда Викторова "Через тернии к звездам". Премьеры ждали, и, казалось, вся страна ринулась в кинотеатры к первому же дню показа. Баснословная, по тем временам, сумма, вложенная в производство нового фантастического фильма (2 миллиона рублей), окупилась буквально за несколько часов.

 

Фокус этих фильмов заключался в том, что при подготовке сценариев, производстве декораций и съемках использовались консультации ведущих ученых того времени, занятых в областях исследования космоса и разработок космических технологий (а консультантом фильма был летчик-космонавт Владимир Шаталов). Множество сверхсекретных проектов советских ученых нашли свое отражение в фильмах Ричарда Викторова, на долгие годы обеспечивая им актуальность.

 

Однако, время, прошедшее с момента выхода на экраны знаменитых фантастических фильмов, все же сделало свое дело. Копии картин начали приходить в негодность из-за естественного процесса старения пленки. Такие важные для фантастических картин параметры, как звук и цвет, постепенно начали уходить на нет, убивая зрелищную часть фильмов.

 

В начале 2000 года было решено восстановить фантастические фильмы Ричарда Викторова для кинопоказа. Вот тут то и выяснилось, что вдова режиссера актриса Надежда Семенцова-Викторова уже двадцать лет хранит дневники, режиссерские сценарии и срезки не вошедшие в фильмы. Надо напомнить, что в восьмидесятых годах пресс советской киноиндустрии исправно выдавливал из отечественных фильмов целые пласты образов, подгоняя картины под стандарты социалистического кино. Особенно не повезло фильму "Через тернии к звездам". Сюжет картины почему то вызвал возмущение "наверху": в истории любви инопланетянки и землянина там увидели идеи осуждения вторжения советских войск в Афганистан. Сокращение бюджета картины было настолько ошеломительным, а купюры гигантскими, что режиссеру с трудом удалось сохранить целостность картины. Эпизоды, вырезанные цензурой, были чуть ли не самыми яркими в фильме, поэтому просто уничтожить их режиссер не смог, он оставил их "дожидаться лучших времен" в стенном шкафу своей московской квартиры.

 

В ходе восстановления было решено максимально приблизить изображение к первоначальному виду, по ходу доснимая или дорисовывая на графических станциях то, на что в восьмидесятых просто не хватило средств или технологических возможностей. Так начались работы над созданием современной версии известного фантастического фильма "Через тернии к звездам". Идея создания новой версии была настолько заманчивой, что практически все, от кого зависел проект, увлеклись ею. Киностудия им. Горького передала авторские права, Министерство Культуры Российской Федерации выделило средства и гарантировало масштабную поддержку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новая версия

 

 

Зов крови (сын за отца)

 

Когда продюсер киностудии "М-Фильм" Михаил Косырев начинал проект по восстановлению фантастических фильмов Ричарда Викторова, он еще не знал, что будут трудности с поиском исходного материала. Он знал, что если и существуют фильмы, которые можно восстановить так, что бы люди снова пошли на них в кино, то это "Отроки..." и "Тернии..." И дело было не только в том, что эти фильмы пользовались в свое время оглушительным успехом.

 

Фильмы совершенно не содержали коммунистической пропаганды, были абсолютно новаторскими, психологически выверенными и относились к той категории, которую продюсеры во всем мире с придыханием называют "семейное кино". То есть то кино, которое собирает самые оглушительные аудитории.

 

Что бы сделать фильмы Викторова современными им надо было добавить объема. То есть практически заново переписать звук. А сделать это мог только сам Ричард Викторов. Но...

 

Но Ричард Викторов умер. Восстанавливать фильм "Через тернии к звездам" взялся режиссер Николай Викторов (сын Ричарда Викторова). Это был практически идеальный вариант, который устроил всех. Николай, проработавший последние 15 лет в системе кино- и теле-производства, с современными технологиями знаком не понаслышке. Кроме того, именно он знает все тонкости и хитрости фильма, позволяющие не только качественно восстановить его, но и вернуть на место часть весьма эффектных сцен, не вошедших туда по разным причинам.

 

Вот тут то и выяснилось, что вдова режиссера актриса Надежда Семенцова-Викторова (умерла от гриппа 19.02.2001) вот уже двадцать лет хранит дневники, режиссерские сценарии и срезки не вошедшие в фильмы.

 

Стало понятно, что в ходе работ над картинами можно восстановить не только изображение и звук, но и авторский монтаж фильмов. Это было настолько заманчиво, что практически все, от кого зависел проект, увлеклись этой идеей. Киностудия им. Горького передала авторские права, Министерство Культуры Российской Федерации выделило средства и гарантировало масштабную поддержку. Было решено не просто восстановить фильм, а в полном соответствии с современными возможностями кинопроизводства создать новую (авторскую) версию знаменитой фантастической картины.

 

 

 

Фильм под дождем

 

"Решив восстанавливать "Тернии...", - рассказывает Михаил Косырев, продюсер М-Фильма. - "Мы думали, что основные проблемы будут связаны с поиском финансирования. Однако, первые же недели работы с проектом показали, что недостаток средств - это цветочки... Первой ягодкой стало письмо из лаборатории "Мосфильм-колор", в котором говорилось, что состояние промежуточного позитива таково, что восстановить его качественно не представляется возможным... Шок от этого известия еще не прошел, когда пришло следующее сообщение - раздельной записи звука для "Терниев..." тоже нигде нет".

 

Легко представить, что испытывал продюсер при виде холодного ангара, забитого раритетными фильмами. Однако, за кадром остались эмоции спецов из Совэкспортфильма. Остается только догадываться, какими словами выражали они свои чувства, когда в результате приватизации, "новые хозяева" у Совэкспортфильма отобрали склад и быстренько выбрасывали под дождь тысячи коробок с фильмами.

 

Тогда был совершен героический переброс фильмов под крышу. Никто и предположить не мог, насколько сложными и затянутым окажется вопрос выделения под хранилище подходящего помещения.

 

Поиски копии фильма, пригодной для восстановления продолжались почти месяц и только благодаря "Совэкспортфильму" качественная пленка была-таки найдена. Холодной зимой 2001 года продюсер нашел 70-мм копию фильма в промерзшем ангаре, куда "Совэкспортфильм" вынужден был перевезти все свои фонды. К счастью мороз и влажность не успели уничтожить фильм и именно эту копию взяли за основу при восстановлении.

 

- Из неисчислимых гор с шедеврами советского кино мы выбрали 15 коробок с пометкой "Через тернии к звездам" - продолжает Михаил Косырев. - И мы были рады, что успели спасти хотя бы один фильм.

 

Оказалось, что эталонная копия фильма, записанная на пленке 35 мм, не сохранилась. Следы ее терялись в недрах Совэкспортфильма. Это обстоятельство заметно усложнило проект и привело к значительным дополнительным затратам. На Мосфильме нам приходится совершать подвиг, что бы перевести фильм с пленки 70 мм (эта копия сохранилась) на общепринятый сегодня формат 35 мм.

 

Директор ММ-Кино (дочерняя фирма Госфильмофонда) Александр Мелех так комментирует факт исчезновения эталонной копии фильма: "Скорее всего фильм был нелегально продан еще в начале девяностых. Именно тогда "бесследно пропали" лучшие наши фильмы".

 

 

 

Dolby

 

Не так то просто записать новый звук к старому фильму. Очень часто невозможно достичь настоящей глубины просто потому, что старые фильмы снимались под плоскость и моно звук. Изображение раритетных лент топчется в середине экрана, не давая звуку распространиться по зрительному залу: немного эха, и шум дождя... Именно поэтому, многие режиссеры, берясь за восстановительные работы, звук не переписывают (немного почистят и ладно). Это называется mono dolby (звучит так же глупо, как "космический корабль на дровах").

 

Фильмы Ричарда Викторова решили записывать по всем канонам Dolby Digital. Картины сняты так, как будто режиссер предвидел появление объемного звука. Просто грех не воспользоваться этим и не наполнить фильмы объемом: хлюпанием воды и шарканьем ног за спиной Нийи в пещерах на планете Десса, пролетом космических кораблей, пением птиц и шумом моря на Земле. Для записи шумов использовались современные методы моделирования звука

 

Актеров решили писать по совершенно новой методике, имитирующей запись звука при съемке. Движущиеся микрофоны, позволят очень точно воспроизводить изменение звучания голоса в зависимости от движения персонажа в кадре. И хотя исчезновение речевой фонограммы фильма значительно увеличило бюджет, но возможно, именно эта потеря позволила наполнить фильм, в прямом смысле, по-настоящему современным звучанием.

 

Ричард Николаевич не мог тогда не принимать во внимание мнение "сверху", но он оставил записи, по которым сегодня заново монтируется фильм "Через тернии к звездам". "Я знаю как он хотел это снять и смонтировать. - рассказывает Николай Викторов. - Проще было работать с монтажом, но кое-что и со съемками удалось поправить на графических станциях. Удалось убрать грязь, вызванную бессилием инженерных служб... Фильм получается очень насыщенным, динамичным и удивительно современным".

 

 

 

Новая плёнка

 

Для начала предстояло восстановить то, что сохранилось. Широкая пленка (Свема 70мм) с фильмом была доставлена на студию Мосфильм-Коллор. Чтобы восстановить умирающее изображение и перенести его на пленку современного качества (Кодак 35мм), здесь изготовили специальное оборудование, способное работать на стыке двух форматов. Стоимость изготовления этого оборудования повергла продюсера проекта Михаила Косырева в ужас. Сегодня, когда работы над фильмом завершены, Михаил утешает себя мыслью, что внес неоценимый вклад в киноиндустрию России.

 

 

 

Новые съемки

 

Первоначальная стоимость производства фильма "Через тернии к звездам" была равна пяти миллионам рублей. Однако, было бы наивным полагать, что в восьмидесятом году чиновники не постарались бы эту сумму сократить. В принципе, режиссер Ричард Викторов на это рассчитывал, но мог ли он предполагать, что сумма сократиться вдвое. Урезанный бюджет урезал и изображение. В 2001 году именно срезанные эпизоды было решено доснять. Для этого использовались старые костюмы, сохранившееся на студии им.М.Горького. Оператор-постановщик новой версии "Терниев..." Шандор Беркеши считается сегодня одним из самых опытных операторов. Для того, что бы идеально вписать новые куски в старое изображение он использовал специально подобранную пленку, возраст которой обеспечивал размытость картинки, характерную для восстановленного изображения. Все новые эпизоды подгонялись по цвету, а уже затем обрабатывались на графических станциях студии "Парадокс+".

 

 

 

Новый монтаж

 

Несмотря на то, что в новую версию "Терниев..." вошло много неизвестных эпизодов, продолжительность ее сократилась почти на 20 минут, что, кстати, позволило ее идеально вписать в формат современного кинопроката. Такое резкое уменьшение метража фильма было достигнуто за счет увеличения динамики изображения. Образно говоря, режиссер подрубил хвосты большинству эпизодов фильма. Так же были безжалостно сокращены инородные сцены, вписанные в фильм "по настоянию партии и правительства".

 

Новая версия фильма сначала была собрана на компьютере и только потом перенесена на монтажный стол, где режиссер и монтажер работали с пленкой. Такая технология пока еще мало применяется в России, однако хорошо знакома специалистам процветающих западных киностудий, она более чем втрое сокращает время работы с пленкой.

 

 

 

Новые спецэффекты

 

Из дневников Ричарда Викторова видно, что самую большую головную боль при съемке "Терниев...", он испытывал работая со спецэффектами. Несовершенство оборудования и недостаток средств превращали хорошие идеи в фарс. Например, робота-исследователя со спасательной станции Астра бутафор вопреки эскизам сварил из жестяных ведер, чем привел режиссера и художника в бешенство. Нового робота изготавливали в таком режиме срочности, что ни о какой правдоподобности речь уже не шла (без жестяных ведер на голове и ладно). Новая версия "Терниев..." такими ляпами не грешит. Космопорты, межпланетные корабли, телепортации и движения биомассы прорисовывались на графических станциях студии "Парадокс+". Почти 3 месяца пятеро художников студии рисовали и вписывали спецэффекты в изображение фильма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фантастика

 

 

Флайеры и роботы

 

Все фантастические фильмы Ричарда Викторова отличались необыкновенной правдоподобностью изображения. Практически каждая деталь продумывалась и рассчитывалась с привлечением экспертов из Звездного Городка и Института Проблем Управления: будь то техническое приспособление для стыковки двух космических кораблей разных цивилизации или одежда инопланетянина, прибывшего с официальным визитом на Землю. Удивительно, но многие вещи, придуманные для фильма, сегодня смотрятся современно и не режут глаз. Именно этот "чрезмерно щепетильный", по мнению киночиновников того времени, подход Ричарда Викторова к деталям позволил фильмам сохранять актуальность десятилетиями.

 

Очень жаль, что режим социалистической экономии средств убил массу невероятных находок, разработанных Викторовым для фильмов. Так из "Терниев..." исчез флайер (аппарат для околоземных передвижений, спустивший Нийу и профессора Лебедева с орбитальной станции на Землю). Исчезла часть фильма с карантинным пребыванием Нийи на орбитальной станции. Робот Бармалей из технологичной железяки превратился в надувного пупса из-за неспособности бутафоров выполнить заказ в точном соответствии с чертежами. Но главное... исчезла планета Океан.

 

 

 

Охота на хищника

 

По сценарию "Терниев..." экипаж корабля "Астра" сталкивается на планете Океан с серьезной проблемой. За время, проведенное профессором Прулем на Земле, на его родную планету напали опасные хищники. Кир Булычев и Ричард Викторов придумали настолько опасного хищника для несчастной планеты Океан, что и сейчас оторопь берет от безысходности при мысли о встрече с подобным существом. Была разработана технология съемок и изготовления хищников. До сих пор никто не смог даже приблизиться к задумкам Викторова в вопросе экранного воплощения невиданного опасного животного с чужой планеты. Обычно, бутафоры Голливуда идут проверенным путем, увеличивая в масштабе насекомых и бактерий. Но может ли сравниться гигантская вошь с подводным чудовищем, проявляющим чудо маскировки в опасных глубинах Океана?

 

Часть с охотой на океанских хищников должна была стать самой зрелищной в "Терниях", но ее сократили из соображений экономии средств (которые, кстати, учитывали эту съемку). Чиновники от кинематографии сэкономили "для государства" на "Терниях" приличную сумму, сократив в ходе съемок утвержденный "наверху" бюджет фильма с пяти миллионов до двух.

 

 

 

В моей смерти прошу винить НИКФИ (Научно-исследовательский Кино Фото Институт)

 

Наиболее эффектные кадры фильма - это исследование разрушенного инопланетного корабля с лабораторией по клонированию человекоподобных существ. Этот эпизод снимали в декорациях, установленных на дне бассейна. Такой ход позволил добиться весьма реалистичной картины невесомости. Эпизод в лаборатории Глана и сегодня смотрится весьма эффектно, никто сейчас уже и не вспоминает об опасности, которой подвергали свою жизнь все, кто участвовал в его съемке.

 

Специально для этой съемки в лаборатории НИКФИ были заказаны осветительные приборы для работы под водой. Предполагалось, что гидроизоляция этих приборов будет на высоте, однако, к ужасу группы, лампы начинали рваться практически сразу после попадания на них воды. Эпизоды в фильмах ужасов, где героев поджаривают в ванной путем закидывания в воду электрических приборов, кажутся детскими игрушками по сравнению с тем, что испытывали актеры и операторы, погружающиеся в воду, заполненную десятком ламп высокой мощности, которые рвались с периодичностью одна лампа в 30 секунд.

 

Научные консультанты, работавшие на картинах Ричарда Викторова, сразу предупредили его, что привычная сигарообразная форма межпланетных кораблей обречена. Основываясь на секретных разработках советских ученых, Ричард Викторов посадил русских исследователей XXIII века на космический корабль в форме летающей тарелки. Это было непривычно и смело: до Викторова на летающих тарелках в кинематографе летали только инопланетяне. Кстати, институт, консультировавший тогда Викторова, построил таки действующий образец летающей тарелки.

 

 

 

Экологическую катастрофу снимали в СССР

 

На первый взгляд, снять пейзаж далекой планеты Десса, умирающей от экологической катастрофы, было непросто. Однако, как оказалось, в СССР того времени была масса мест, которые поражали воображение своими предсмертными пейзажами. Так что особенно тратиться на организацию съемок не пришлось: экологическую катастрофу снимали в Исфаре (Таджикистан), а пещеры Дессы в катакомбах Китай Города. Впоследствии, зрители всей страны узнавали в фильме "родные просторы". Москвичи, например, свято верили, что Дессу снимали в Капотне.

 

Игорь Можейко (Кир Булычев) и Ричард Викторов хотели поместить в заключительных титрах фильма фразу: "Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР". Надо ли специально говорить, что этот титр вырезали в Госкино первым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цензура

 

 

Фантастика должна быть или страшной или многозначительной

 

Начиная работу над "Москвой-Кассеопеей", Ричард Викторов просмотрел множество отечественных и зарубежных фантастических фильмов и был потрясен тем, что нигде не обнаружил и тени юмора. Герой фантастического фильма путешествовал, воевал, исследовал, он удивлялся и пугался, иногда позволял себе легкую усмешку героя, но никогда не смеялся.

 

В противовес традициям того времени, во всех фантастических фильмах Ричарда Викторова присутствовал юмор, но, если в космической дилогии для детей "Москва-Кассеопея, "Отроки во Вселенной" юмор прошел цензуру более или менее легко, то в "Терниях" чиновники и критики воспринимали юмор очень тяжело. Особенно сложно оказалось отстоять персонаж профессора Пруля с планеты Океан. Во времена строительства развитого социализма требование разумного осьминога называть себя не иначе, как "Ваша Грандиозность" выглядело вызывающе. Слишком сильна была аналогия с Брежневым и в манере поведения и даже во внешности. Чтобы не дразнить гусей, режиссер заменил обращение "Ваша грандиозность" на более мягкое "коллега Пруль". И все равно именно на Пруле спотыкался глаз чиновников.

 

 

 

Положительная героиня не может быть лысой

 

Работая над образом инопланетянки, Ричард Викторов хотел создать существо бесспорно странное и противоречивое. На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Лена Метелкина (что привычно сегодня, но было весьма новаторски тогда). На первых пробах Лену снимали совершено лысой. Пробы вызвали бурю. Чиновники, курировавшие фильм, в один голос потребовали отрастить волосы на голове Нийи, мотивируя свое требование тем, что положительная героиня не может быть лысой. Специально для них был придуман крошечный белый парик, который надевался при рождении на всех клонов ученого Глана.

 

 

 

Дневники

 

Дневники и режиссерские сценарии Ричарда Викторова содержат то, что тщательно вырезали и маскировали в восьмидесятых. Тогда манера Викторова снимать качественно, а монтировать стремительно и насыщено воспринималась очень сложно.

 

В это трудно поверить, но в сюжете "Терниев..." нашли осуждение вторжения советских войск в Афганистан. Нийе, лысой по сценарию, пришлось делать парик, потому что "положительная героиня не может быть лысой" (есть фотопробы актрисы без парика). Огромные куски из фильма вырубались в связи с режимом социалистической экономии средств. Настоятельно рекомендовалось использовать исключительно советскую пленку "Свема", закрывая глаза на ее качество. И так далее и тому подобное...

 

 

 

Цитаты из дневников:

 

17 августа 1972 года (Москва-Кассиопея): В 15:00 собрались у Бритикова. Мы вышли с предложением о пролонгации на 10-15 дней. Мотив. Во-первых, на студии нет пленки, а та, что есть - бракованная...

 

Мне сказали: "Будете подавать рапорты о пленке? Ну, хорошо, если Вы так считаете, то начнем с ЭТОГО, хотя никто еще не начинал так съемочный период!"

 

18 апреля 1979 года (Тернии): Съемка в бассейне прошла хорошо, но опять вышли из строя четыре лампы, погорев под водой две минуты... Первый отсек сделан плохо... Чернота сделана бездарно. Все мажется, пачкается. Лампы горят, выходят из строя одна за другой. Приходится на ходу в воде создавать ощущение разрушенной Гайи. Кино не мыслимо без техники. А НИКФИ (Научно-исследовательский Кино Фото Институт) нам по сути дела сорвал съемки невесомости. Великое свинство - безответственность... Считаю, что то, что сняли без ЧП этот бассейн - удивительно. Испорченные лампы, плохой бокс для камеры без аккумуляторов, плохая краска в декорации и т.д. и т.п.

 

2 сентября 1980 года: Просмотр, которого ждали с 9:30 утра, состоялся. Было и плохое и хорошее. Вызывает беспокойство у начальства - есть аллюзии по насущным проблемам (Афганистан)...

 

4 сентября 1980 года: Получил заключение от имени Госкино и студии с двенадцатью пунктами переделок. Кое-что из области белиберды.

 

Богомолов: Все сцены сделаны опереточно: дед с Прулем и котом... - это за гранью. Что мы хотим? Все не эстетично и не привычно жанру.

 

14 октября 1980 года: Опять обсуждение в Госкино - САМОМУ НЕ ОЧЕНЬ... И пошло по углам шу-шу, шу-шу... Надоело!

 

30 октября 1980 года: В 15:00 были на ковре! Поправки!

 

Помни, Помни, Помни...! Помни: Человек, будучи порабощенным, не может быть счастлив!

 

29 января 1981 года: Кончена жизнь, жизнь кончена. Тяжело дышать. Давит...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Миражи...

 

 

"Звуки музыки" в американском Конгрессе

 

Истории, подобные поиску лаванды "Терниев...", как будто специально случаются для того, чтобы обратить на себя внимание. 10 лет назад поиск знаменитого мюзикла привел к радикальному пересмотру практики хранения фильмов в Соединенных Штатах Америки.

 

Американский журналист, решивший написать статью о 25-летии знаменитого киномюзикла "Звуки музыки" с Джулией Эндрюс в главной роли, обратился к руководству студии "ХХ век ФОКС" с просьбой показать ему копию фильма на экране. Какого же было его потрясение, когда копию и оригинальный негатив всемирно известного фильма обнаружили на задворках студии в сарае с прохудившейся крышей! Была весна, сквозь щели било солнце, в стоге сена стояли покрытые ржавчиной коробки с 70-мм негативом фильма. Это потрясло не только журналиста - вопрос о восстановлении американских фильмов был решен Конгрессом США в одночасье!!! Специальным решением Конгресс образовал Фонд, призванный обеспечить восстановление всех фильмов континента.

 

 

 

Главную роль в фильме "Через Тернии к Звездам" играет Михаил Горбачев

 

В американском прокате премьера фильма "Через тернии к звездам" пошла практически одновременно с Россией (отлично сработал Фильмэкспорт). В Америке картина вышла под названием "Женщина-гуманоид" и собрала немало зрителей. Так что рецензии на "Тернии..." еще и сейчас периодически появляются в специальной прессе. Правда, с течением времени, рецензии эти становятся все более и более удивительными. Вот пример: "The main story is that a Ukrainian astronaut goes into space and he is weightless. Then, he stumbles upon a humanoid female (that resembles Annie Lennox of the "Eurythmics"),and then the fun will begin,such as burning a picture of ol' Gorby (possible anti-communism allegory here!)". Переводим: История про украинского (?) астронавта, нашедшего в космосе женщину-гуманоида, похожую на Анне Леннокс из Юритмикса. Начинает свою земную жизнь женщина-гуманоид с того, что рвет фотографии Горбачева (?) (возможно, это надо рассматривать как антикоммунистическую идею).

 

Вот такая рецензия... :mda:

 

P.S. Напомним, фильм снят 20 лет назад, когда Горбачева хорошо знали только мама с папой, да любимая жена. И даже если предположить наличие в "Терниях..." эпизода с коммунистическими фотографиями, то становиться совсем уж непонятным, что делали портреты Горбачева в XXIII веке.

 

 

 

Люк Бессон позаимствовал образ инопланетянки у Ричарда Викторова

 

"Пятый элемент - та же фигня, - коротко стриженная женщина из зародыша со сверхспособностями, спасает планету".

 

 

 

"Наш ответ Лукасу"...

 

Фильм "Через тернии к звездам" последовательно играет в отечественном кинематографе роль "нашего ответа Лукасу". В восьмидесятом критики противопоставляли "Тернии" "Звездным войнам", как умный, нереакционный и цельный фильм, основанный на хорошей литературе, а не на комиксах... В 2000 году "Через тернии к звездам. Новая версия" так же позиционируют как наш ответ на "Звездные войны. Эпизод первый"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новые кадры

 

 


ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ. НОВАЯ ВЕРСИЯ

В мае 2001 года студия Парадокс+ приступила к работе над созданием комбинированных кадров, компьютерных спецэффектов и новых титров к знаменитому фантастическому фильму Кира Булычева и Ричарда Викторова "ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ". Которые отчасти позволяют вдохнуть новую жизнь в созданный 20 лет назад фильм, когда технологии комбинированных съемок того времени не позволили воплотить до конца все фантастические идеи сценариста и режиссера.

post-2-1244402235.jpg post-2-1244402237.jpg

Российская премьера и кинопрокат фильма "ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ. НОВАЯ ВЕРСИЯ" производится киностудией М-Фильм при участии Службы кинематографии Министерства культуры Российской Федерации и киностудией им. Горького.
В Советском Союзе и США фильм Ричарда Викторова "ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ" (в американском прокате "Женщина-гуманоид") вышел практически одновременно. И в обеих странах он пользовался колоссальным успехом, хотя авторы картины знали, что при экранизации не удалось сохранить ту высокую динамику действия, которая изначально была заложена в сценарии.


20 лет спустя сын режиссера Николай Викторов, используя технические возможности современного кинопроизводства, выпустил новую версию фильма. В новой версии фильма восстановлен ритм и чередование событий и добавлены комбинированные кадры, заложенные Киром Булычевым и Ричардом Викторовым в литературном сценарии. Зрители увидят гигантский космопорт и грандиозные звездолеты, телепортации и зловещее кипение биомассы, поглощающей планету Десса. Проведено полное переозвучание картины в формате Dolby Digital. Это неузнаваемо изменило знаменитую картину.

Cтудией "Парадокс+" были переработаны и созданы многие комбинированные кадры, на которые в восьмидесятых просто не хватило средств или технологических возможностей.

Новые, полностью компьютерные титры.

post-2-1244402284.jpg

Реставрация некоторых кадров. Убраны пыль, мигания изображения, царапины.

post-2-1244402286.jpg

Были переработаны все планы с биомассой, которая стала более зловещей за счет включения в нее элементов человеческого тела: рук, частей лица и т. д.

post-2-1244402342.gif

В кадр с убегающей героиней добавлена направленная смазка с дорисовкой фаз движения.

post-2-1244402344.gif

Телепортации Нии стали более эффектны.

post-2-1244402429.gif

Смоделирован гигантский космопорт на основе реальной съемки аэропорта Шереметьево.

post-2-1244402425.jpg post-2-1244402427.gif

Воссоздан по кадрам из фильма корабль Гайя, парящий в космосе.

post-2-1244402426.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откроем некоторые секреты создания новых спецэффектов и комбинированных кадров для кинокартины:

 

 

Исходный кадр для космопорта снят в аэропорту Шереметьево. Было бы интересней сделать космопорт в 3D - программе. Однако, чтобы не нарушать стиль комбинированных кадров 80-х годов, был выбран узнаваемый объект наиболее интересной формы.

 

post-2-1244402693.jpg

 

Межгалактический корабль "Астра" смоделирован в 3D-пакете по чертежам уникального атласа тов. Сомова. Модель корабля также использовалась и в других кадрах картины.

 

post-2-1244402698.jpg

 

post-2-1288008375.jpg

 

Для совмещения люди были сняты на синем фоне на тех же условиях освещенности, как и аэропорт.

 

Среди инопланетян в космопорте был замечен знаменитый оператор Шандор Беркеши.

 

post-2-1244402705.jpg

 

А также не менее знаменитый режиссер - постановщик новой версии (космонавт в желтом скафандре).

 

post-2-1244402707.jpg

 

Совмещенный финальный кадр. Клонированы режиссеры :), добавлены тени, посадочные огни, прожектора, облака (космопорт находится высоко над землей) и т.п.

 

post-2-1244402700.jpg

 

Студией "Парадокс+" были переработаны все планы с биомассой. Это было довольно сложной задачей, так как приходилось в оригинальный материал вживлять компьютерные модели, оставляя при этом однородность биомассы.

 

post-2-1244402683.jpg post-2-1244402676.jpg

 

Бедность кадра с биомассой, поглощающей Ракана и всю планету Десса, не позволяла передать весь драматизм действия.

 

post-2-1244402691.jpg

 

Поэтому по режиссерскому замыслу в кадр были добавлены 3-D объекты (щупальцы, элементы человеческого тела и тп.).

 

post-2-1244402678.jpg

 

Совмещенный финальный кадр. Как признался позже один из продюсеров картины Сергей Долгошеин, в начале работы он сомневался в успехе переработки планов с биомассой. Но после просмотра окончательного варианта на киноэкране он убедился в правильности режиссерского замысла.

 

post-2-1244402685.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё немного материалов по фильму


Полный оригинальный режиссёрский киносценарий фильма "Через тернии к звёздам":
Ternii.rar

Саундтрек из начальной заставки фильма, композиция называется "Торжество Разума":
Torzhestvo_Razuma.rar

----------------------------------------------------------------------------

В 2000 году Кир Булычев решил написать продолжение киносценария, но эта идея к великому сожалению угасла... Есть лишь наброски сценария продолжения фильма "Через тернии к звездам", он должен был называться "Гибель проекта «Освобождение»":


Земляне, покинув Дессу, не подозревали, что смерть Ракана и Туранчокса родят новую опасность для планеты и развяжут руки главному врагу нового - самим жителям Дессы...

Глан знал , что изуродованные люди , обретшие странные болезни и вирусы ,не смогут жить в обновленной природе и сами погубят её...

Островки жизни на Дессе стали активно заселяться жителями катокомб, и природа гибла от изменённой биологии людей ,а люди гибли от неизвестной доселе природы.

В новом правительстве образовалась группа «освобождение» от очищения Дессы. Возглавил её сын Нийи Куулл, сама Нийя умирает при родах ...

Куул был воспитан бывшим сотрудником института Глана Олаксом , приверженец идеи своего учителя о новой расе…

Разведывательный корабль Магеллан встречает межпланетный корабль, движущийся в сторону Дессы - им оказывается Гайя . Попытка контакта заканчивается плачевно…

При стыковке звездолет землян захватывают...

На земле в лаборатории академика Агоянова ведется смелый галактический эксперимент по переброске человека через ЗЕТ пространство . Вторая нуль-Т капсула установлена на планете Океан , где осьминоги образовали множество вулканических, островов...

На земле принят тревожный сигнал с Дессы о разрушении биостанций ,синтезирующих атмосферу и растительные формы.

Ближайший к планете звездолет Магеллан не выходит на связь...

Семья Лебедевых беспокоится за дочь Надежду Лебедеву, биогенетика на замолчавшем звездолете...

Степан Сергеевич Лебедев, член совета по возрождению Дессы, предлагает рискованный план -попытаться перенестись на звездолёт Магеллан через ЗЕТ пространство исспользуя нуль-Т систему Агоянова т.к. на корабле транспортируеться ещё одна экспериментальная модель капсулы…
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Печально, и до жути обидно за судьбу наших, отечественных фантастических кинофедевров, и людей, их создававших...

 

Сам фильм - лишь чудом не канул в небытие, в виде некскольких до дыр заезженных и вконец выцветших копий... Гениального режиссёра Ричарда Викторова - в прямом смысле этого слова затравили и свели в могилу!.. Актёров - ждало полное забвение... Ушёл из жизни знаменитый Кир Булычёр (ну хотя бы от старости, а не от травли и забвения)...

 

А бравый Джордж Лукас, со своим ненаучным комиксовским творением-сагой "Звёздные Войны" - цветёт и пахнет в зените славы, снимает эпизод за эпизодом, актёры стали звёздами и знаменитостями, написаны десятки, если не сотни книг "по мотивам", даже снято множество фанских фильмов-эпизодов!..

 

Да, ему тоже было очень нелегко, знаю, и не спорю - но насколько разительна разница исходов!..

 

Так что, подводя черту, скажу лишь одно: какой уж тут, к чертям свинячьим, "наш ответ Лукасу"?!.. Грустная ирония, и один лишь дурнопахнущий пафос... К величайшему сожалению... И глубочайшему позору!.. (((

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же до Лены Метёлкиной, исполнившей роль Нийи, то просто прочиайте нижеизложенное:

 

 

Елена Метёлкина — это вообще особый разговор, советская модель, была, казалось, искусственно выращена для подиумов ГУМа и ЦУМа, где ее и приметил Викторов. Работала демонстратором одежды в ГУМе, в отделе мод. С героиней с планеты Десса пришлось помучиться. Нужна была не просто красивая актриса, а девушка необычной внешности. Художник Загорский нарисовал примерный портрет инопланетянки — длинная шея, маленькая голова без волос, огромные глаза и никаких половых признаков. Ясно, что на Земле таких нет. Но, когда ассистенты увидели Елену Метелкину , они ахнули: девушка как будто сошла с эскизов художника. Стопроцентное попадание в образ!По сценарию, героиня — тонкая высокая девушка 18 лет. С маленькой грудью (все-таки гуманоид) и огромными глазами. Ей тогда было 22, но она всегда выглядела моложе, так что проблем не возникло. Съемки длились два года и проходили в Ялте и Таджикистане.

 

После выхода картины на экраны рейтинги популярности распределялись так: кумир советских женщин Смоктуновский был на седьмом месте, а никому не известная Елена Метелкина — на четвертом. А дальше всё потому, что Кир Булычёв испытывал к ней платоническую любовь. Тому есть свидетельства. А с Киром Булычёвым она познакомилась на съёмках фильма «Через тернии к звёздам». В сборнике «Марсианское зелье» он сам рассказывал, как написал специально для неё роль в фильме «Золотые рыбки» и как её оттуда вырезали. Я читал книгу, в которой Кир Булычёв рассказывал, как снималась эта короткометражка. Изначально фильм был длиннее минут на двадцать — там появлялась семья иностранцев, котораю приставала ко всем персонажам с просьбой продать рыбку; дочь богатого туриста играла Елена Метёлкина , Булычёв написал эту роль специально для неё. Но цензура потребовала интуристов вырезать, и фильм, по выражению Булычёва, опустел.

 

И главную роль в фильме «Очень важная персона» Елена сыграла благодаря вмешательству Игоря Всеволодовича Можейко (Кира Булычёва).

 

В фильме Нийя произносит фразу: ”Я одна”. Эти слова оказались для Елены роковыми. Сама она считает, что такой ценой расплатилась за нежданную славу. Вокруг девушки появилось много врагов и завистников, да и личная жизнь никак не налаживалась, несмотря на огромное количество обожателей. Елена повстречала молодого человека из Запорожья, который цинично ее использовал — женился ради квартиры и прописки. Потом она четыре года отсуживала собственную квартиру и сына. Следующая любовь тоже закончилась трагически. Сначала Елену невзлюбили родители избранника, а потом и сам он решил, что достоин лучшей жизни. В результате бывший спортсмен стал бандитом, отсидел, а когда вышел, стал угрожать ”неверной” возлюбленной расправой. Вскоре его убили. После этих романов Елена 11 лет (!) обходила мужчин стороной и всю свою неизрасходованную энергию сублимировала на подиуме. Ее знала вся Москва, ей писали стихи и признавались в любви. Она считалась очень перспективной моделью, за границей ее необычную внешность сразу отмечали модельеры и фотографы. Многие говорили: ”На ней можно сделать миллионы, но не в СССР”. Через 20 лет киновед из Голливуда так охарактеризовал образ Нийи: ”Что-то среднее между Твигги и Анне Ленокс с волосами, как у Денниса Родмана”.

 

Ещё снялась в фильме Алексея Балабанова "Война", вместе с Сергеем Бодровым мл. и Ингеборгой Дапкунайте.

 

А фильм"Через тернии к звёздам" получил награду Вильнюсского университета за лучший фильм на тему науки (творческому коллективу) ВКФ-82 в Вильнюсе; Спец. приз жюри (фильму), "Серебряный астероид" за лучшую женскую роль (Е. Метелкина ) МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте-82; Государственная премия СССР за произведения для детей (1982, удостоены сценарист К.Булычев, режиссер Р.Викторов, оператор А.Рыбин, художник К.Загорский).

 

Она родилась в 1957 году.

 

Сейчас Елена Метёлкина живет вдвоем с 24-летним сыном и, работает менеджером-консультантом в салоне-магазине модной одежды.

 

В 2000 г. киностудия им. Горького передала право производства новой версии студии "М-Фильм", Министерство культуры Российской Федерации выделило средства и гарантировало поддержку. Режиссер обновленной версии фильма Николай Викторов (сын режиссера Ричарда Викторова). Сегодня у картины "Через тернии к звездам", - гостьи из прошлого, - появилась вторая жизнь, наверняка появятся новые молодые зрители. И старым поклонникам научной фантастики, конечно же, будет приятно вновь помечтать о звездах и космических кораблях.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Нет, не удалось Елене стать артисткой. А может, после того, как она сыграла Нийю, это и не нужно? Такой удивительный образ появляется в кино раз в полвека. Быть может, лет через двести ее будут помнить лучше, чем Александру Захарову, Кристину Орбакайте или других подобных горе-знаменитостей.

 

 

post-2-1244404084.jpg

Актриса Елена Метёлкина

 

post-2-1244404101.jpg post-2-1244404104.jpg

Кадры из фильма "Гостья из будущего"

 

post-2-1244404087.jpg

Елена Метёлкина и Кир Булычёв

 

post-2-1244404093.jpg

Елена Метелкина стала первой фотомоделью, снявшаяся в советском кино

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне посчастливилось разыскать Елену, и взять у неё автограф. :)


post-2-1244404285_thumb.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Большое спасибо за информацию, я даже вдохновилась на пересмотр этих фильмов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Реклама от Яндекс

×
×
  • Создать...

Важная информация

Регистрируясь на нашем Форуме вы соглашаетесь с Условия использования и Политика конфиденциальности