Star Trek V: The Final Frontier
Информация о фильме
год выхода: | 1989 |
режиссер: | Уильям Шатнер (William Shatner) |
по сюжету: | Уильям Шатнер (William Shatner), Харви Веннет (Harve Bennett), Дэдид Лоэри (David Loughery) |
сценарий: | Дэдид Лоэри (David Loughery) |
музыка: | Джерри Голсмит (Jerry Goldsmith) |
продюсеры: | Харви Беннет (Harve Bennett), Ральф Винтер (Ralph Winter) |
в ролях: | Уильям Шатнер (William Shatner) — капитан Керк Леонард Нимой (Leonard Nimoy) — Спок Де’Форест Келли (DeForest Kelley) — доктор МакКой Джеймс Духан (James Doohan) — Скотти Джордж Такей (George Takei) — Сулу Уолтер Кёниг (Walter Koenig) — Чехов Нишель Никольс (Nichelle Nichols) — Ухура а также Лауренс Лукинбил (Catherine Hicks) — Сайбок Дэвид Варнер (David Warner) — посол Джон Талбот Чарльз Купер (Charles Cooper) — генерал Корд Тод Брайен (Todd Bryant) — капитан Клаа Джордж Мардок (George Murdock) — бог |
Сюжет
(звездная дата: 8454.1)
Леонард Нимой
Кризис, разразившийся на песчаной планете Нимбус III (Nimbus III), расположенной в нейтральной зоне, казалось бы, был всего лишь еще одним актом заявления о себе местного бунтарства, желающем лишь привлечь внимание Федерации — но не на этот раз.
Теперь у повстанцев есть лидер, уроженец планеты Вулкан по имени Сайбок (Sybok), обладающий выдающимися даже по вулканеанским меркам парапсихологическими способностями — ему достаточно лишь краткого общения для того, чтобы человек либо другой инопланетянин испытывал к нему чувство безраздельного доверия. Сайбок объявляет себя новым мессией и собирается отправиться на поиски — кого бы вы думали? — Бога! И некстати подвернувшийся ему под руку «Энтерпрайз» со своей командой будет вынужден выполнить данную миссию, ведь даже Спок, один из немногих не поддавшися внушению, не может поднять руку на своего… родного брата.
Их путь лежит в центр галактики, за Великий Барьер (The Great Barrier), на таинственную планету Ша Ка Ри (Sha Ka Ree), на которой согласно древним книгам их ожидает сам Великий Творец во всем своем величии. Но найдут ли они то, во что верят, что желают найти, или миф навсегда останется мифом? Все ответы — на Ша Ка Ри.
Самое удивительное путешествие «Энтерпрайза» начинается...
История создания фильма
Огромный успех «Путешествия домой» привел к созданию в 1987 году на Paramount Television нового телесериала «Звездный путь: Следующее поколение». И, хотя Леонард Нимой был против запуска данного проекта (а может быть, именно благодаря этому), ему была предложена должность исполнительного продюсера сериала. Его аргументы о том, что «успех оригинальных серий был достигнут благодаря многим моментам — основной теме сериала, весьма свежей в то время, персонажам, актерскому составу и времени создания; и повторить все это сейчас просто не представляется возможным», подействовали на руководство компании несколько в ином свете — они решили, что Леонард не видит возможности успеха сериала без своего личного в нем участия.
Так или иначе, Нимой принял это предложение, и работа над телесериалом не оставила ему времени на подготовку к съемкам следующего фильма. По предложению самого Леонарда, должность режиссера была передана Уильяму Шетнеру. Руководство Paramount согласилось, и об этом было объявлено в весьма удачный момент — вскоре после того, как «Звездный путь IV: Путешествие домой» достиг статус блокбастера.
Хэрв Беннетт, несколько расстроенный довольно-таки фривольным обращением во время съемок четвертой части сериала, не больно-то горел желанием возвращаться в качестве продюсера фильма. Ему до смерти надоели записки Джина Родденберри у него на столе («сегодня сделай то», «завтра не забудь сделать это») и указания Леонарда Нимого на съемочной площадке, к началу съемок «Путешествия домой» уже почувствовавшего себя опытным режиссером (что, в общем, уже вполне соответствовало истине). Только после того, как вместе с Уильямом Шетнером они сели за стол и в течении длительной беседы обсудили все аспекту его работы вплоть до мелочей, Хэрв решился вернуться к работе.
Шетнер, поставленный перед грандиозной задачей, — снять продолжение к самому успешному фильму за всю историю сериала, в своей работе решил акцентировать внимание на двух вещах, а именно : вернуть в сериал романтическую линию и добавить происходящему на экране больше реализма (слегка подрагивающее изображение, снятое камерой без штатива, грязь под ногтями у персонажей и металлические двери, закрывающиеся с настоящим грохотом). Обсуждая с Беннеттом эту проблему, они пришли к выводу, что для съемок успешного продолжения положение обязывало их показать космос, планеты, различные инопланетные конструкции и множество различных инопланетных рас, что вело к многократному увеличению сложности съемок и стоимости фильма.
Первый вариант сценария, написанный Шетнером, назывался «Во имя любви» («An Act Of Love»). По этому сценарию, основанному на книге «Звездный путь: Исследование» молодой вулканеанский бродяга по имени Зар (Zar), позже переименованный в Сайбока (Sybok), вел «Энтерпрайз» на поиски Бога. И хотя почти все ключевые элементы его первого сценария дошли до финальной версии практически неизменными — занятия Керка альпинизмом в Йошемитском национальном парке (Yosemite National Park), сцена у костра в их туристском лагере, взятие Заром в заложники клингонов, ромулан и землян в захваченном им пустынном городе Райское Местечко (Paradise City), — сюжетная линия изменилась неузнаваемо.
В ранних версиях сценария Шетнера Зар (Сайбок) не является родственником Спока, он всего лишь его давний знакомый с Вулкана. После длительной и кровопролитной битвы в Райском Местечке превосходящие численностью воины Зара одерживают верх над отрядом Федерации. Признав поражение, Керк решает как обычно взять противника хитростью, подстроив Зару смертельную ловушку; но его планы расстраивает Спок, предупредив Зара. Свой поступок он объясняет тем, что почувствовал в Заре нечто необыкновенное, экстраординарное — и даже допускает мысль о том, что, возможно, Зар — новый Мессия; правда, Керку от этого не становится легче. Далее, Зар перетягивает на свою сторону Спока и МакКоя рассказами о их прошлом (кстати, это вошло в финальную версию сценария); также он пытается убедить и Керка, играя на его душевных страданиях от ответственности за гибель собственного сына, которую Керк до сих пор считает возложенной на себя. Пообещав, что свидание с Богом излечит даже столь глубокую рану, Зар увлекает его за собой. Но Керк хитрит, — он делает вид, что полностью на стороне Зара, оставаясь при этом при своих убеждениях. Когда они достигают Ша Ка Ри, Керк присоединяется к Зару, Споку и МакКою, отправляющимся на планету.
На планете их встречает лик Божий, окруженный сонмом ангелов, и повелевает доставить его на «Энтерпрайзе» в более населенную часть галактики. Керк бросает ему вызов, и в результате последовавшего обмена аргументами «Бог» раскрывает свою истинную сущность. Его внешний вид начинает меняться, становясь все более похожим на Дьявола. Одновременно с этим «ангелы» превращаются в орду адских фурий, похожих на Гаргулий. Керк, Спок и МакКой, все еще настроенные друг против друга, спасаются бегством, разбегаясь в разные стороны. Оступившись, МакКой ломает ногу; Спок пытается оказать ему помощь, и их догоняют полчища фурий. Керку удается добежать до шаттла, но увидев, что его друзья в опасности, он возвращается, идя к ним на помощь. Стреляя из фазера, он отбивает Спока, и они бросаются в погоню за фуриями, несущими МакКоя прямиком в Ад. Переправившись через реку Стикс (Styx — мифологическая граница Ада), Спок с Керком отбивают своего раненого друга, Керк взваливает его себе на плечи, и они отступают назад к шаттлу.
Однако, к этому времени шаттл оказывается разрушен фуриями. Скотти поднимает их на борт — но лишь одного за раз, по причине нехватки энергии. Первым идет МакКой, затем Спок и Керк. Но третьей на борт попадает фурия, выхватившая из руки Керка коммуникатор. По-ковбойски выхватив фазер, одним выстрелом Скотти уничтожает фурию. К сожалению, также он уничтожает и единственный работоспособный транспортер. Оставшись на планете, Керк спасается от фурий бегством, взбираясь на невысокую, но весьма крутую гору (вот где пригодилось его увлечение альпинизмом). Засев на вершине, он занимает круговую оборону с фазером в каждой руке. По мере того, как заряды в фазерах подходят к концу, а количество врагов все не уменьшается, ситуация становится все более и более безвыходной. В этот самый момент Клингонский военный корабль (разумеется, это «Хищная птица») выходит из «затемнения» и, открыв беглый огонь, уничтожает добрую половину фурий, обратив оставшихся в бегство. Обращенный лицом к «Хищной птице», Керк воскликает «Вам нужен я, клингонские ублюдки ? Так попробуйте, возьмите меня !» — и палит в корабль с обеих рук. Но, как это и произошло в фильме, его телепортируют на борт, где он узнает, что за пультом управления огнем сидит… Спок.
В качестве сценариста Уильям Шетнер хотел привлечь Эрика фон Ластбэдера (Eric von Lustbader), но Ластбэдер и Paramount не смогли прийти к взаимному соглашению (естественно, на финансовой почве). Работа была предложена нашему старому знакомому Николасу Майеру, но он в это время был занят съемкой исторического боевика «Обманщики» («The Deceivers») с Пирсом Броснаном в главной роли, оставив фэнам только гадать, каким бы мог быть написанный им сценарий. В конце концов, посовещавшись несколько дней Шетнер и Беннетт выбрали на эту работу сценариста Девида Лоэри (David Loughery), автора сценария фантастического фильма «Побег из сна» (другое название — «Очертания сноведений», «Dreamscape», 1984).
Сюжет Шетнера понравился руководству студии, но они нашли его несколько мрачноватым. После успеха «Путешествия домой», основу которого в большой мере составлял юмор (по крайней мере, так считало руководство), Paramount хотел подстраховаться и желал видеть фильм настолько веселым и фэнским, насколько это возможно — они потребовали «сбалансировать» сценарий.
Первым в жертву был принесен образ Зара/Сайбока. В оригинале он был просто-таки одержим своей миссией (примерно так же, как был нагружен грузом ответственности за судьбы галактики Люк Скайвокер в шестой части «Звездных войн» — «Возвращении джидая»), что сильно напоминало одержимого мыслью о мести Хана («Гнев Хана»), чего продюсеры совершенно не желали видеть на экране, и поэтому характер его персонажа был изменен.
Но больше всего студия и продюсер фильма Хэрв Беннетт беспокоились о том, что первоначальный сюжет Шетнера может оттолкнуть большое количество потенциальных зрителей, не говоря уже о возможной реакции со стороны церкви. Чтобы этого не произошло, Беннетт предложил «немного» изменить сюжет и заменить концепцию Бога и Дьявола на некую инопланетную форму жизни, представляющуюся экипажу «Энтерпрайза» Богом во имя исполнения своих зловещих планов. «Немного ???» — возмутился Уильям Шетнер, — «да это же один из ключевых моментов сценария ! Да ведь с этим смысл всего фильма меняется !» Скрепя сердце, он согласился на этот шаг (правда, позднее он счел это своим довольно-таки опрометчивым и даже ошибочным решением), убежденный общими усилиями Беннетта и Лоэри в том, что сценарий сфокусирован не на идее Бога, а на отношениях между людьми, а сам Бог требовался только для придания большей значимости основной идее — идее о крепкой дружбе. Если взглянуть на «Звездный путь» со стороны, то мы увидим трех мужчин среднего возраста — Керка, Спока, МакКоя, жизнь которых целиком и полностью посвящена космосу. У них нет жен, у них нет семей, и все, что у них есть — это их дружба. Они и есть своя собственная семья, хотя и не всегда признают это. Кстати, от этой идеи Леонард Нимой просто пришел в восторг.
Именно поэтому Лоэри и Беннетт предложили Леонарду Нимому и ДиФоресту Келли прочитать сценарий и самим сделать все необходимые поправки — после более чем двадцатилетнего сосуществования со своими героями они, естественно, имели собственное мнение о том, что их персонаж должен делать, а что — нет. Однако, здесь тоже возникли некоторые проблемы. В сценарии Шетнера только Кирк шел против Сайбока; так получалось, что Кирк был предан Споком и МакКоем, с чем Нимой и Келли решительно никак не могли согласиться. Лоэри пришлось согласиться с этим и еще раз перекроить сценарий, в результате чего против Сарека выступили все трое. Уильям Шетнер поначалу был против — естественно, кромсали-то его работу; но поразмыслив, он пришел к выводу, что и сам бы заявил протест, если по сценарию Керк должен был бы предать Спока или МакКоя. Осознав, что фильм, наверное, является самым кооперативный из всех видов искусства, он махнул рукой и дал Девиду Лоэрти разрешение кромсать его сценарий как ему заблагорассудится, даже не зная, станет ли фильм от этого лучше или хуже. И до сих пор Уильяма Шетнера не покидает интерес, а что бы получилось в результате точной экранизации его первоначального сценария. К сожалению, все, что мы можем сделать — это лишь строить предположения; ну, по крайней мере до тех пор, пока не снимут римейк фильма, опираясь на первоначальный сценарий (с названием наподобие «William Shatner’s Star Trek : The Final Frontier»).
Мало-помалу, за эти несколько правок сюжет фильма изменился значительно. Бог и Дьявол ушли, оставив место под солнцем для более-менее реального существа, а большинство драматического «настроя» второй половины фильма было сильно разжижено. Единство команды «Энтерпрайза» не было нарушено и на этот раз, и на поверхность Ша Ка Ри они спускались все вместе лишь только из чистого любопытства. Позже, Уильям Шетнер счел основным недостатком «Последнего рубежа» именно отсутствие в финале сильного драматического момента, нагнетаемого на протяжении всего фильма.
По просьбе Уильяма Шетнера на роль Сайбока планировалось взять Шона Коннери, который, к сожалению, в то время оказался безвылазно занят на съемках фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» («Indiana Jones And The Last Cruside»). В результате роль получил Лоуренс Лакинбилл (Laurence Luckinbill), известный в основном благодаря своей работе на телевидении, например, в телевизионном фильме «Коломбо: Сделайте мне идеальное убийство» («Columbo : Make Me A Pertfect Murder»,1978), или в телесериале «Она написала убийство» («Murder, She Wrote», 1984), а также нескольким фильмам, самые известные из которых — «Коктейль» («Cocktail», 1988) с Томом Крузом в главной роли и «Посланец смерти» («Messenger Of Death», 1988) с Чарльзом Бронсоном. Хотя столь желанное участие Шона Коннери обломилось, не отчаивающийся Уильям Шетнер, немного поиграв словами «Шон Коннери» (Sean Connery), назвал планету — конечную точку их путешествия — именем Ша Ка Ри (Sha Ka Ree). Я не могу сказать, что Лоуренс не справился с этой ролью, но когда я представляю себе Шона Коннери на его месте… но не будем грустить понапрасну.
Еще одним интересным нововведением Шетнера были новые фазеры. Ему все время не нравились те, которыми им приходилось пользоваться — они напоминали мелкокалиберное оружие, а Уильяму хотелось держать в руках что-то весомое, а-ля калибр 0.45. К тому же его все время раздражали те звякающие звуки, что издавали фазеры — он хотел, чтобы заместо этого они трещали. Плюс, для большего реализма все фазеры заряжались прямо в кадре, и при интенсивном использовании их заряды могли быстро подойти к концу. К сожалению, в фильм эти фазеры так и не попали, но усилия Уильяма Шетнера не пропали даром — их можно увидеть в следующей части сериала — «Звездный Путь VI: Неоткрытая страна» («Star Trek VI : The Undiscovered Country»).
Достаточно скромный кассовый успех фильма продюсер Хэрв Беннетт объясняет именно особенностью его сюжета, его предрасположенностью к провалу, если можно так сказать. Почему так Да очень просто. Взяв в руки журнал, вы читаете приблизительно такую рецензию на фильм : «В этом фильме команда космического корабля Федерации «Энтерпрайз» отправляется на поиски Бога» — и сразу же, автоматически вы уверены в том, что Бога они не найдут. Почему ? Да потому, что никто, увидев последние кадры фильма, не скажет, что это был настоящий Бог — все вокруг скажут «ну конечно же это никакой не Бог, потому что никто не может достичь Бога». И вот вы уже знаете, чем закончится фильм, следовательно, он может представлять для вас интерес только с точки зрения развития сюжета; а вот с этим-то у фильма и была проблема.
Возможно, на успех фильма негативно повлияло появление телесериала «Следующее поколение», возможно, большую роль в этом сыграли весьма и весьма посредственные визуальные эффекты, в высоком качестве которых этот фильм нуждался как никакой другой фильм сериала, возможно, все зависело от сценария, даже после стольких изменений остававшегося драматургически слабым (кстати, к этому мнению склоняется и Леонард Нимой); к счастью, эта относительная неудача не погубила сериал в целом, как одно время считал Уильям Шетнер. Через два года на экраны вышел следующий фильм сериала — «Неоткрытая страна».
Визуальные эффекты
На этот раз эффекты были большим разочарованием.
Несмотря на огромный успех предыдущего фильма, бюджет «Последнего рубежа» был здорово урезан студией. И, как это обычно и происходит, в первую очередь от этого пострадали визуальные эффекты. Для полной экранизации сценария Уильяма Шетнера потребовались бы сложные и тщательно изготовленные эффекты, в тот момент производимые только на студии ILM, которые уже успели отлично зарекомендовать себя среди фэнов «Звездного пути», создав великолепные эффекты для «Гнева Хана», «Поиска Спока» и «Путешествия домой». Но на этот раз стоимость эффектов и сроки их изготовления — не забывайте, что в это же время на ILM одновременно велась работа над третей частью «Индианы Джонса» («Indiana Jones And The Last Cruside») и второй частью «Охотников за привидениями» («Ghostbusters 2») — не устраивали продюсера, и когда другая студия по производству визуальных эффектов, AF (Associates And Ferren) предложила свои услуги за меньшую сумму и в более короткие сроки, они получили контракт.
Брэн Феррен (Bran Ferren), ведущий специалист и со-основатель фирмы AF, предпочитал маттингу * обратную проекцию **; поэтому везде, где только можно (и, кажется, где нельзя тоже) была использована обратная проекция. Правда, обойтись совсем без маттинга он не смог, но абсолютно во всех местах, где помимо эффектов в кадре участвовали актеры, или где камера двигалась достаточно быстро, обратная проекция использовалась на всю катушку.
Из-за большого количества обратных проекций Шетнеру приходилось заменять крупные планы средними, а все действия актеров на фоне панорамы снимать дважды, один раз — только панораму, другой раз — панораму с актерами на ней. Все это просто изводило его — он хотел снять фильм с масштабными панорамными съемками, плавно перетекающими друг в друга, а из-за накладываемых ограничений все сцены получались «кусками». Пришлось отказаться от выбранных заранее широких и эпических кадров, например, от такого потрясающего своей визуализацией эпизода, в котором Сайбок смеется, и камера плавно поднимается, нацеливаясь прямо на солнце, затем переспектива безмерно расширяется до тех пор, пока солнце не превращается в светлую точку в галактике. После этого, камера начинает медленно двигаться вперед, по направлению к небольшой планете, каждый раз увеличивая изображение в десять крат, до тех пор, пока планета не становится узнаваемой — это Земля. По мере того, как изображение укрупняется, мы видим Северную Америку, затем Калифорнию, затем — огромную скалу с маленьким человечком, карабкающимся по ней, а затем мы видим руку, ухватывающуюся за выступ — и сразу же узнаем в этом человеке капитана «Энтерпрайза» Джеймса Т. Керка. У Уильяма было приготовлено для съемок еще несколько таких же планов, но к его (и нашему с вами тоже!) огромному разочарованию, ни один из них так и не удалось претворить в жизнь. Еще более неприятным было то, что все ясно осознавали, — при ILM можно было бы снять абсолютно все, без исключений. Ну, по крайней мере, теперь зрителям стало ясно, почему специалисты по созданию визуальных эффектов называли ILM «королями оптических эффектов».
* «маттинг» — («matte», то есть «подкладка»), в то время этот процесс также назывался и «блюскринингом» («bluescreening») — от «blue screen», то есть «синий экран»: актеры снимаются на синем фоне, затем, посредством изготовления нескольких сотен «масок», «вырезаются» из него и накладываются на нужное изображение. Достоинства : высокое качество. Недостатки : высокая трудоемкость и, соответственно, стоимость.
** «обратная проекция» — («rear projection») : актеры снимаются перед большим экраном, на который сзади подают основное изображение. Полученный композит снимается камерой. Достоинства : простота, оперативность, легкость в работе. Недостатки : низкая общая яркость полученного финального изображения, сильный контраст блеклого фона с яркими актерами.
Детали
- Продюсер фильма Хэрв Беннетт в роли командующего Звездным флотом.
- Одна из дочерей Уильяма Шетнера — Мелани Шетнер (Melanie Shatner) в роли специалиста по компьютерам.
- Обратите внимание на размер каблуков Уильяма Шетнера, когда он на секунду останавливается в дверном проеме. Это что-то!
- По данным нового издания фильма, выпущенного 19 апреля 1999 года в формате DVD, время действия — звездная дата 8454.130
Интересные факты
- Star Trek V : The Final Frontier» — первый фильм сериала, снабженный новой анимированной заставкой Paramount.
- Ранее, термин Великий Барьер (The Great Barrier) использовался в сериале для обозначения границы галактики. В «Последнем рубеже» этим термином называется часть галактики, расположенная в самом ее центре.
- Изображения поверхности планеты Ша Ка Ри была созданы при помощи модификации фотографий клешни лангуста, полученных при помощи электронного микроскопа.
- Крики похожего на кошку создания, с которым Керк сражается на планете Нимбус III, в точности копируют манеру пения Джеймса Брауна (James Brown), известного блюзового исполнителя (если вы хотите его увидеть, посмотрите фильм The Blues Brothers).
Ошибки?
Следующие ошибки заметил наш постоянный ведущий раздела «Игры» Андрей Крылов:
- В эпизоде, когда Кирк, МакКой и Спок поднимаются по шахте в запасную рубку «Энтерпрайза», отчетливо видна нумерация палуб на стенах шахты, которая идет идет снизу вверх, в то время как мостик, находящийся на самом верху корабля, всегда считается палубой номер один.
- В том же эпизоде, когда Спок поднимает всех до самого верха шахты, на стене видна надпись «Deck 78» («Палуба 78»). Так вот, на тяжелом крейсере класса «Конституция», коим и является «Энтерпрайз», всего 23 палубы.
Цифры
Премьера фильма : 9 июня 1989 года.
Бюджет : 30,000,000 долл.
Общие кассовые сборы в кинотеатрах : 55,210,000 (США); 63,000,000 (весь мир)
Доход от реализации на видео : 27,035,000 (США)
Самые смелые фантазии станут реальностью на Последнем Рубеже.
|
-
Реклама от Яндекс