Star Trek II: The Wrath of Khan
Информация о фильме
год выхода: | 1982 |
режиссер: | Николас Мэйер (Nicholas Meyer) |
по сюжету: | Джек Б. Совардс (Jack B. Sowards), Харви Беннет (Harve Bennett) |
сценарий: | Джек Б. Совардс (Jack B. Sowards) |
музыка: | Джеймс Хорнер (James Horner) |
продюсеры: | Харви Беннет (Harve Bennett), Вильямс Ф. Филипс (William F. Phillips), Роберт Залин (Robert Sallin) |
в ролях: | Уильям Шатнер (William Shatner) — капитан Керк Леонард Нимой (Leonard Nimoy) — Спок Де’Форест Келли (DeForest Kelley) — доктор Мак-Кой Джеймс Духан (James Doohan) — Скотти Джордж Такей (George Takei) — Сулу Уолтер Кёниг (Walter Koenig) — Чехов Нишель Никольс (Nichelle Nichols) — Ухура а также Рикардо Монталбан (Ricardo Montalban) — Хан Нуниан Сингх Керсти Алей (Kirstie Alley) — лейтенант Саавик Бэйби Биш (Bibi Besch) — доктор Кэрол Маркус Мэрит Ватрик (Merritt Butrick) — Дэвид Маркус, сын Керка Пол Винфилд (Paul Winfield) — капитан Тэррил |
Сюжет
(звездная дата: 8130.4)
Кризис среднего возраста, случившийся у адмирала Керка, казался ему вещью первостепенной важности. Но только до тех пор, пока он не получил сообщение с планеты Ceti Alpha V о том, что объявился его давний враг, жаждущий мщения.
Хан Сингх, генетически созданный супермэн, с сильно развитыми интеллектом, физической силой и амбициями, уже встречался один раз команде Энтерпрайза ( «Космическое семя», TOS), но тогда его и его людей, решивших захватить корабль, остановили и в наказание оставили на первой попавшейся пригодной для жизни планете. И вот теперь, спустя 15 лет, Хан смог выбраться из своего принудительного отшельничества. И цель у него только одна — уничтожить Керка, которого он считает виновником всех своих несчастий. Давнее противостояние двух сильных личностей теперь развернется на фоне секретных экспериментов Федерации по терраформированию планет. Но, на этот раз Керку придется победить, чего бы это ни стоило, и начинать ему придется с победы над собственным эго...
История создания фильма
После того, как принципиальный вопрос о продолжении киносериала «Звездный путь» был решен положительно, продюсер Харв Беннет (Harve Bennet), в руки которого перешел проект от Джона Повилла (Jon Povill), приступил к отбору сюжетов для будущего фильма. Было решено, что «Звездный путь II» станет не только фактическим, но и логическим продолжением оригинального телесериала, для чего Беннет решил снимать прямой сиквел (sequell — продолжение) к сюжету одной из телевизионных серий.
После длительных просмотров он остановился на серии «Космическое семя» («Space Seed», серия из первого сезона сериала, демонстрировавшегося в 1967 году) как на лучшем кандидате для сюжета будущего фильма.
Режиссером он выбрал Николаса Майера (Nicholas Meyer), снявшего до этого всего один фильм — фантастику «Иногда» («Time After Time», 1979) с Малькольмом МакДауэллом (Malcolm McDowell) и Дэвидом Уорнером (David Warner) в главных ролях. Многим этот выбор казался спорным, но Беннет просто чувствовал, что все пойдет как надо. К тому же, до того, как стать режиссером, Николас Майер шесть лет работал сценаристом — и даже здесь Харв Беннет не ошибся. Сценарий в основном был написан Беннетом и Майером, после чего завершен сценаристом Джеком Соуардсом (Jack B. Sowards). Можно было приступать к съемкам.
На роль Хана был приглашен Рикардо Монталбан (Ricardo Montalban, талантливейший мексиканский актер, одним из первых доказавший миру, что мексиканские актеры способны сниматься не только в «мыльных операх»), исполнявший роль Хана в оригинальном телесериале. Он согласился принять участие в съемках фильма, но был вынужден пересмотреть заново «Космическое племя» для того, чтобы хорошенько вспомнить свою роль — еще бы, ведь на момент начала съемок «Гнева Хана» тем эпизодам было уже 14 лет.
С самого начала Харв Беннет поставил перед собой задачу : визуальные эффекты должны быть лучше, чем в первой части — и на них была потрачена практически половина достаточно скромного бюджета (по крайней мере, после первой части). Также на этот раз гораздо выше были требования к звуковому оформлению, так как в фильме предполагалось показать дуэль космических кораблей и взрыв, создавший целую планету. Над созданием звуковой дорожки фильма работали двенадцать человек (вместо пяти при создании первой части), и их усилиями была создана 6-ти дорожечная звуковая дорожка фильма (в первом фильме она была 4-х дорожечной). Правда, полноценное 6-ти дорожечное звуковое сопровождение смогли оценить лишь зрители немногих дорогих кинотеатров, оборудованных 70-мм проекторами, а в остальных кинотеатрах можно было услышать лишь 4-х дорожечный вариант; но, по словам координатора по звуку Сицилии Холл (Cecelia Hall), — «работа того стоила, — на все 100%».
Впоследствии, по прошествии шести частей «Звездного пути» с первым (классическим) эпипажем, многие фэны считали и продолжают считать «Гнев Хана» лучшим фильмом киносериала.
Визуальные эффекты
«Звездный путь II» стал наглядным примером тезиса «лучше меньше, да лучше». Сокращенный почти в два раза бюджет фильма в основном был потрачен не на огромные декорации и гигантские массовки (вспомните, сколько народу шаталось по земному космопорту в первом фильме), а на качественные визуальные эффекты. И хотя группа их создателей насчитывала всего 8 человек (в первом фильме их было 22), они работали на лучшей студии визуальных эффектов в Голливуде (да и во всем мире, пожалуй) — Industrial Light And Magic (ILM), отделении компании Джорджа Лукаса Lucasfilm Limited. С этого фильма началось сотрудничество «Звездного пути» и ILM, успешно продолжающееся до сих пор. Созданные ими модели космических кораблей были просто огромны — от 1,5 до 3-х метров в длину, и отличались потрясающей детализацией. Плюс, визуальные эффекты несли отпечаток фирменного стиля ILM — яркие космические корабли, хорошо видимые на фоне контрастного бархатно-черного звездного неба, — и этим просто радовали глаз даже испытанным фэнам «Звездных войн».
Правда, из-за некоторых бюджетных ограничений создателям пришлось прибегнуть к «маленьким хитростям» — например, в качестве космической станции Regula-1 была использована перевернутая на 180 градусов, заново деталированная и тщательно перекрашенная околоземная космическая станция из первого фильма, а декорации корабля Reliant на самом деле являлись декорациями Enterprise, но с измененными углами съемки, освещением и чехлами на сидениях; но, благодаря тщательности внесенных «косметических» изменений этого никто не заметил.
Самым сложным в создании стал эпизод взрыва, порождающего планету Генезис. Для съемки этого эпизода ILM арендовало крупнейшую в Сан-Франциско спортивную арену Cow Palace. Весь верх был завешен черным материалом, а на полу стояла специально сконструированная для съемки этого эпизода скоростная камера, установленная вертикально. Одной из особенностей этой камеры была вращающаяся призма, увеличивающая время экспозиции — таким образом можно было получать качественные кадры, не снижая скорости протяжки пленки.
Пиротехника крепилась посередине, между камерой и черным экраном, и в процессе взрыва все падало на камеру. Камера работала на скорости 2,500 кадров в секунду, и длившийся 1,2 секунды взрыв был благополучно «растянут», и занял в
фильме 1 минуту 40 секунд.
Но, кроме того, в этом фильме было использовано революционное новшество — компьютерная графика (далее — CG). С ее помощью были созданы некоторые изображения в эпизоде «Тест Kobayashi Maru», и тестовый ролик «Проекта Генезис». Все это было создано фирмой Pixar (компьютерным подразделением ILM) под руководством специалиста по CG Тома Даффа (Tom Duff) и CG-дизайнера Ли Коула (Lee Cole). Кстати, их следующей работой стал трехмерный план планеты Эндор и обращающейся по ее орбите «Звезды смерти» для «Возвращения джедая».
Для своего времени (1982 год) кадры, иллюстрирующие работу аппарата Дженезис были просто ошеломляющими. Компания ILM, известная в графическом мире как определяющая уровень качества, смогла использовать для кино, возможно впервые с таким размахом, технологии, ставшие сегодня для специалистов неотъемлимой частью процесса создания компьютерной графики.
Это, к примеру, технология Particle Systems. Представте себе объект, испускающий тысячи частиц, ведущих себя по определенному закону, по конкретной формуле. Каждая частица имеет свою скорость, размер, вес, направление движения. Представили? Ну как же… А снег, дождь, пыльный вихрь во дворе жарким летом… Все это привычно в реальной жизни, а для визуализации подобных процессов на компьютере применяют Системы Частиц. В представленном фрагменте с помощью таких математических моделей был показан огненный шквал, пронесшийся по бесплодной мертвой планете…
Другой уникальной технологией был метод генерации фотореалистичных пейзажей постредством ФРАКТАЛОВ. Грубо говоря фракталы — это узоры, бесконечно повторяющие сами себя в деталях, как бы состоящие из себе подобных, только маленьких элементов. Представте себе структуру дерева — раздвоенный ствол, каждая ветка которого также порождает две ветки, те в свою очередь другие и так далее...
Так вот — оказалось, что математически возможно создать трехмерное изображение, которое имитировало бы реальные горы, равнины, холмы, реки, моря. И как бы близко мы не старались рассмотреть эти красоты — мы сможем разглядывать новые детали на поверхности земли. Сейчас это можно сделать на любой персоналке с помощью, например, программ VISTA PRO или WORLD CONSTRUCTION SET, но тогда для просчета требовались большие и толстые компьютеры.
Эпизод «Проект «Генезис» стал крупнейшим достижением в технологии создания трехмерной CG, так как он был создан полностью в цифровой среде; но захватывающие изображения бесплодной поверхности, мгновенно превращающиеся в зеленеющий мир были сильно скрашены реальностью — трехмерная CG была лишь на пороге своего развития, и процесс ее создания был еще слишком медленным и дорогим, чтобы в то время уже можно было говорить о ее широком применении в кино. Но, в любом случае, это было эпохальное новшество, повлиявшее на развитие компьютерных визуальных эффектов в кинематографе.
Детали
- Оригинальным названием для фильма, придуманным Николасом Майером, было «Звездный путь 2 : Неоткрытая страна» («Star Trek 2 : The Undiscovered Country») — кстати, цитату «Неоткрытая страна» Майер, как большой поклонник Уильяма Шекспира, позаимствовал из «Гамлета». Руководство студии Paramount посчитало его не отражающим смысла фильма, и названием было изменено на «Звездный путь 2 : Месть Хана» («The Vengeance Of Khan»), что приводило Майера в бешенство. В свою очередь, оно тоже было изменено на уже знакомое нам «Звездный путь 2 : Гнев Хана», поскольку в это же время полным ходом шла подготовка к съемкам шестого эпизода «Звездных войн» с рабочим названием «Месть Джедая» («Revenge Of The Jedi»). Кстати, как выяснилось впоследствии, все опасения были напрасны — за несколько месяцев до премьеры «Звездные войны» тоже изменили название на уже известное и более привычное нам «Возвращение Джедая» («Return Of The Jedi»).
- Хан сразу узнает Чехова, хотя в оригинальной серии «Космическое племя» Чехов еще не являлся частью экипажа Энтерпрайза.
Интересные факты
- «Звездный путь II: Гнев Хана» официально считается первым в мире фильмом, в котором частично использовалась компьютерная графика (CGI, Computer Generated Images).
- Людей Хана играли участники одной из популярных танцевальных трупп, именно поэтому они двигаются так пластично.
- Во время съемки эпизода, в котором капитан Спок и лейтенант Саавик разговаривают на своем родном языке, актеры говорили по-английски, и лишь впоследствии их речь была дублирована на Вулканеанский с синхронизированной артикуляцией.
- При создании модели космической базы федерации (той, что расположена на орбите Земли) по причине бюджетных ограничений модельмейкерами ILM были использованы некоторые хорошо узнаваемые части модели Облачного города (Cloud City) с планеты Беспин (Bespin) из пятой части «Звездных войн» — «Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back).
- Режиссер Николас Майер разделял идею Джина Родденберри о том, что фильм должен стать чем-то вроде «Приключений Горацио Хорнблоуэра в космосе», поэтому перед началом съемок он заставил всех актеров посмотреть приключенческий фильм «Капитан Горацио Хорнблоуэр» («Captain Horatio Hornblower», 1951).
Цифры
Премьера фильма : 4 июня 1982 года.
Бюджет : 12,000,000 долл.
Кассовые сборы в кинотеатрах : 40,000,000 долл. (США) в год выхода на экраны (7 место в 1982 году)
Общие кассовые сборы в кинотеатрах : 78,900,000 долл (США); 97,000,000 (весь мир)
Доход от реализации на видео : 40,000,000 (США)
На краю вселенной покоится начало мщению...
|
-
Реклама от Яндекс