Back to Top

Star Trek VI: The Undiscoverd Country


предыдущий фильмсписок фильмовследующий фильм
 
Страница 1
Страница 2

  • Информация о фильме
год выхода: 1991
режиссер: Николас Мэйер (Nicholas Meyer)
по сюжету: Леонард Нимой (Leonard Nimoy), Лауренс Коннер (Lawrence Konner), Марк Розенталь (Mark Rosenthal)
сценарий: Николас Мэйер (Nicholas Meyer), Денни Мартин Флинн (Denny Martin Flinn)
музыка: Клифф Эдельман (Cliff Eidelman)
монтаж: Рональд Руз (Ronald Roose)
художник: Херман Земерман (Herman Zimmerman)
оператор: Хиро Нарито (Hiro Narita)
продюсеры: Ральф Витер (Ralph Winter), Стеффан Чарльз Джеффе (Stefen-Charles Jaffe)
в ролях: Уильям Шатнер (William Shatner) — капитан Керк
Леонард Нимой (Leonard Nimoy) — Спок
Де’Форест Келли (DeForest Kelley) — доктор Мак-Кой
Джеймс Духан (James Doohan) — Скотти
Джордж Такей (George Takei) — Сулу
Уолтер Кћниг (Walter Koenig) — Чехов
Нишель Никольс (Nichelle Nichols) — Ухура
а также
Ким Катрал (Kim Cattrall) — лейтенант Валарис
Кристофер Плюмер (Christopher Plummer) — генерал Ченг
Давид Варнер (David Warner) — канцлер Горкан
Розана Де Сото (Rosanna DeSoto) — его дочь Азетбор
Марк Ленард (Mark Lenard) — советник Зарек
Брок Питерс (Brock Peters) — адмирал Кортрайд
Куртвуд Смит (Kurtwood Smith) — Президент Федерации Объединенных Планет
Иман (Iman) — Мартия
Рене Оберджиро (Rene Auberjonois) — полковник Вест

 


Капитан Керк
Спок
Доктор Мак-Кой
Ухура
Скотти
Сулу
Чехов


Валарис
Дженис Ранд
генерал Ченг
канцлер Горкон
Азетбор

Президент Федерации


Посол Клингонской Империи
советник Зарек
Посол Ромулянской Империи
Начальник тюрмы Рура-Пенте
Клингонский Судья
Ворф


Мартия
адмирал Кортрайд

полковник Вест

офицеp на Эксельсиоpе


 

  • Сюжет
Время действия : 2293 год
(звездная дата: 9522.6)

Чудовищный по силе взрыв практически уничтожает планету Праксис, один из главных промышленных центров Клиннгонской ИмперииС катастрофой вселенского масштаба, уничтожившей у расы клингонов практически все средства к существованию, противостояние Земной Федерации и Клингонской Империи окончилось. Настала пора мирных переговоров, но, как выяснилось, не все хотят мира — некоторых устраивает непрекращающаяся война…

Керк и его старый экипаж, уже «без пяти минут в отставке», получают секретное задание провести первый, подготовительный раунд мирных переговоров с Канцлером Клингонской Империи. Но происходит непредвиденное — на клингонский корабль совершено нападение, канцлер убит, переговоры сорваны, и в этом злодеянии обвиняется Энтерпрайз, а конкретно — Керк и МакКой. Пока Земная Федерация размышляет, как им поступить, Клингонский суд приговаривает их к тюремному заключению на отделенном, покрытом вечными льдами астероиде. Но они не теряют надежды — потому, что они офицеры Звездного Флота, и потому, что у Керка есть миссия — он уже давно догадался, что это заговор, имеющий целью сорвать мирные переговоры, и постепенно он начинает раскрывать его.

А в это время Энтерпрайз под руководством Спока тайно летит им на выручку…

 






 

  • История создания фильма

В 1990 году ветеран «Звездного пути» продюсер Хэрв Беннетт наконец-то нашел время заняться своим долго вынашиваемым проектом о создании фильма «Академия звездного флота» («Starfleet Academy»). По замыслу создателя, этот фильм должен был стать приквелом (prequel, то есть, «предысторией») сериала «Звездный путь», — его действие разворачивалось в годы учебы Керка и Спока в Академии, задолго до времени действия даже оригинального телесериала. Решили делать продолжение...Paramount дал проекту «зеленый свет», уже был готов сценарий, созданный Девидом Лоэри, и даже были подобраны места съемок.

Внезапно студия приняла абсолютно полярное решение — вместо «Академии звездного флота» снять обыкновенный сиквел (sequel — фильм-продолжение) с классическим актерским составом, приуроченное к юбилею «Звездного пути», отмечаемом в 1991 году — 25-ти летию сериала. Вести этот проект было предложено… Хэрву Беннетту. Шокирующе, не правда ли?

Но Хэрв был настолько расстроен сворачиванием так полюбившегося ему проекта, что отклонил предложение о съемке шестого фильма сериала. И даже по-настоящему щедрая сумма, предложенная ему от Paramount, не смогла заставить его изменить один раз принятое решение.

С отсутствием Беннетта будущее проекта оказалось под большим вопросом, и студия обратилась с тем же предложением к Леонарду Нимому, предложив ему на выбор любую должность, включая места сценариста, режиссера и продюсера фильма (оцените уровень паники на студии Paramount!). Не колеблясь ни секунды, Леонард принял предложение, и набросав сюжет, пригласил для создания сценария другого ветерана сериала — уже знакомого нам Николаса Майера, а затем предложил ему и кресло режиссера, потому как попросту не имел желания заниматься режиссурой на этот раз (кстати, как оказалось впоследствии, Леонард оказался совершенно прав — оставаться режиссером фильма после несколько часов ежедневного гримирования было бы для него довольно-таки трудной задачей). А Ник Майер, будучи в тот момент занятым в Европе на съемках фильма «Company Business»,режисер Николас Майер позвонил сценаристу Денни Мартин Флинну (Denny Martin Flynn), которого хорошо знал по его работам, и предложил ему соавторство в написании сценария.

Так как Майер все еще находился в Европе, а работать над сценарием надо было «уже сейчас», их «тандем» заработал в основном благодаря электронной почте (ого!). Флинн регулярно отсылал ему наработанные материалы, а Ник оперативно делал необходимые замечания и иногда исправлял пару абзацев; в итоге вся основная работа была выполнена Денни Флинном. Его, кстати, совершенно не тяготила ответственность за создание столь легендарного, культового и эпохального фильма — все дело в том, что Денни Мартин Флинн — не фан «Звездного пути». Денни : «Так как я не Треккер, мне было все равно, если бы кто-то подошел ко мне и стал говорить что-то наподобие — «да как ты мог сделать то-то», или «и как только у тебя рука повернулась написать так-то». генерал Ченг - именно он в этот раз является 'самым плохим'Когда я упоминал в разговоре про то, что пишу сценарий «Звездного пути», то по их первой реакции — удивленным глазам или виду человека, только что пораженного молнией — сразу можно было понять, что мир разделен на Треккеров и не-Треккеров. Было забавно наблюдать, как многие говорили : «Что, правда? Ух ты, как интересно! А мерчендайзингом не поделишься?»

Иногда, когда сценарий затрагивал какие-то малоизвестные широкой публике аспекты «вселенной» «Звездного пути» (а с некоторыми из них, кстати, были знакомы только особо продвинутые Трекки и Треккеры), Денни приходилось довольно-таки туго. «Звездный путь» — это фильм, рассчитанный в основном на устоявшуюся зрительскую аудиторию фэнов, и поэтому в одном можно было быть уверенным — что по крайней мере сотни тысяч зрителей будут смотреть и пересматривать фильм очень и очень внимательно. Поэтому если где-то в сценарии будет прокол, то он будет замечен обязательно. Но на этот счет у Paramount был целый отдел, каждый день занимавшийся тщательным изучением сценария (вот на что они тратили довольно-таки внушительные суммы денег); и иногда Флинн получал письма наподобие вот такого — «клингоны едят только левой рукой». Чаще всего это создавало у него впечатление, что его держат за идиота; но иногда эти советы действительно помогали.

Спок со своей девушкой???Еще в самом в начале съемок фильма, когда во множестве интервью Майера заваливали вопросами о сюжете, он на полном серьезе описывал его как «короткую историю о влюбленном Споке», что явно было придумано специально для охлаждения самых горячих голов среди фэнов сериала — и они купились. На самом деле он по-прежнему твердо придерживался тех же позиций, что и всегда — не снимать фильм с каким-либо перекосом — в action, или в сентиментальность; а просто «рассказать хорошую интересную историю, которая смотрелась бы вполне актуальной на сегодняшний момент».

Своей главной задачей он считал расширение границ мира «Звездного пути», его вселенной перед окончательным закрытием сериала (да, в то время этот фильм действительно планировался финалом всего сериала)Сан-Франциско, штаб-квартика Звездного Флота. На протяжении многих лет телевизионных серий и пяти фильмов зрители видели только мостик и пару помещений корабля, включая двигатели, транспортный отсек и жилые каюты главных действующих лиц, и у них уже давно должен был возникнуть вполне закономерный вопрос — «А куда же делись остальные палубы Энтерпрайза?» Тот же вопрос можно было задать и в отношении Федерации Планет — годами зрители видели лишь офис Президента Федерации и, если им везло, апартаменты Канцлера Клингонского Консульства.Хитомир (Khitomer) - место проведение мирной конференции Майер постарался восполнить этот пробел, насколько смог — к сожалению, оставаясь в рамках довольно-таки скромного бюджета.

В какой-то момент даже дальнейшие съемки фильма оказались под большим вопросом. Видя, что под руководством Леонарда Нимого и Николаса Майера подготовка к съемкам идет более чем гладко, Paramount решил… ни за что не догадаетесь, что именно. Урезать бюджет фильма на 5 млн. долл.!!! И только твердая принципиальная позиция Николаса Майера и Леонарда Нимого спасли фильм от жалкого существования. И так уже все статьи бюджета были сокращены насколько возможно (о визуальных эффектах фильма см. ниже), да еще и это…

Как это обычно и происходило со сценариями серий «Звездного пути», работа над новым началась с тщательного изучения всех старых сценариев. В ранних версиях «Путешествия домой», написанных Джином Родденберри, Лейтенант Саавик (впервые появившаяся в «Гневе Хана») вела двойную игру, принимая участие в заговоре по срыву мирных переговоров. Однако эта концепция натолкнулась на резкую и агрессивную критику со стороны Николаса Майера, создателя персонажа. Он даже выступил по этому вопросу публично, высказав свою точку зрения в интервью. В двух словах его точка зрения была такой: «Либо Родденберри оставляет мой персонаж в покое, либо возвращает свою часть доходов от моих фильмов сериала (чего тот разумеется, сделать не мог). Тогда я, возможно, прислушаюсь к его взглядам на данный вопрос.»

Спок и его протеже ВоларисНа роль Саавик Николас Майер по-прежнему желал пригласить Кирсти Элли, оригинальную исполнительницу этой роли в «Гневе Хана», в третьей и четвертой частях сериала замененную на менее требовательную в финансовом плане актрису Робин Кертис. К его огромному сожалению, участие Элли опять-таки было им не по карману; но вместо того, чтобы вернуться к вроде как уже утвержденной актрисе (Кертис), Майер сделал весьма оригинальный и простой ход. Он создал новый персонаж — вулканеанку по имени Валерис (Valeris), которая и должна была стать двойным агентом. На эту роль Николас пригласил Ким Каттралл (Kim Cattrall), являвшуюся его первым — и отклоненным — претендентом на роль Саавик в «Гневе Хана» (вы еще не запутались в этих хитросплетениях актеров?).

В этот момент всплыли некоторые проблемы. Да, да, как вы уже успели догадаться, именно финансовые. После проработки сценария Paramount пришел к выводу, что фильм, поставленный по сценарию в существующем виде, будет стоить на 15 млн. долл. больше той суммы, которую они собирались в него вложить (примерно 30 млн. долл.).

Клингонский судью - сама справедливостьДля придания сценарию более-менее компактного вида был сперва полностью переписан, а затем все-таки безжалостно удален десятиминутный пролог, имевший место до сцены появления «Эксцельсиора» и брифинга Звездного флота. В нем Керк и Кэрол Маркус предавались счастливому обсуждению их перспектив на совместную жизнь после его отставки, когда Керку внезапно приходит вызов из штаба Звездного флота с приказом срочно собрать всю команду «Энтерпрайза А» для выполнения специального задания. Ему приходится спешно покинуть Кэрол, рискуя разрушить только что налаженные отношения, и тотчас отправиться на их поиски. Ему удается найти всех кроме Спока, местонахождение которого, по данным Звездного флота, строго засекречено. Сперва Керк находит Скотти за копанием в недрах «Баунти» — бывшей клингонской «Хищной птицы» (вам это не напоминает капитана Соло в пятой части «Звездных войн», «Империя наносит ответный удар»?), валяющейся где-то за городом, затем настает очередь Ухуры, работающей на радиостанции Федерации в передаче «позвоните нам». Чехов проводит дни в шахматном клубе, постоянно пытаясь превзойти в игре высшие формы жизни при помощи особых версий русской защиты. Суд на Керком и Мак-КоемСамым несчастным Керк находит МакКоя — полностью пьяным на праздничном обеде в его честь, устроенном в одном преуспевающем медицинском обществе.

А в первоначальном варианте сценария Денни Флинна Керку вообще приходилось облететь семь различных планет в разных участках галактики, прежде чем он собрал свой экипаж воедино. Но это означало семь отдельных сцен с декорациями и эффектами, что студия нашла неприемлемым. Заменив в конце концов все это скромной идиллией сцены воссоединения команды в конференц-зале, они сэкономили студии целых 7 млн. долл.; но сколько интереснейших идей осталось «за бортом»! К счастью, большая их часть все-таки достигла своего зрителя (а точнее — читателя) в романе Денни Флинна по вселенной «Star Trek» — «Ультиматум» («The Fearful Summons»; TOS-74).

Умирающй ГорканЕще одна важная перемена произошла в том, как именно Керк и его компания нашли подтверждения существованию заговора против мирных переговоров Федерации и Клингонской Империи. По версии Флинна, после побега из тюрьмы Керк, Спок и Скотти пробрались на клингонскую секретную военную базу, где воочию увидели заговорщиков и ту самую «Хищную птицу» с маскировочным полем (а точнее, единственную «Хищную птицу», способную стрелять при работающей маскировке). Но этот эпизод обошелся бы еще в 5 млн. долл., поэтому в фильме пришлось ограничиться словесным описанием «тех, кто жаждет войны ради финансовой выгоды и кому не нужна гласность» (да-да, именно так — реминисценции о Советском Союзе были весьма модны в то время). А при выяснении личности убийцы акцент должен был стоять не на перетряхивании Энтерпрайза снизу доверху, а на гонке по всей галактике в попытке раскрыть его личность и обнаружить «Хищную птицу». Но естественно, снимать на неподвижных декорациях Энтерпрайза дешевле. После этого можно подумать, что Paramount вообще заботится только о материальной части сериала!

Так как сцены action пришлось убрать, для поддержания интриги Валерис, протеже Спока, пришлось спешно «примкнуть к заговорщикам». Большинство изменений в ее характер внес Майер, а Флинн его полностью поддержал, — ему понравилась идея о вулканеанке среди заговорщиков. Это делало фильм более жизненным — теперь мир «Звездного пути» не разделялся только на черное и белое, он становился реальнее и ближе к нашему миру.

А я и не думал что Керк умеет так прыгать!!Кстати, одну сцену Флинну пришлось вырезать самостоятельно. В этой сцене раскрывали личность наемного убийцы-клингона — им оказывался переодетый землянин полковник Уэст (Colonel West). Как назло, в видеоверсии эта сцена была восстановлена, что оставило Денни Флинна в недоумении. Он считал, и не без оснований, что без этой сцены фильм ничего не теряет — все равно никто так и не понял ее до конца. Дело было в том, что ключом к ее пониманию являлся так и не снятый эпизод на клингонской секретной военной базе, где собрались заговорщики различных рас и общественных положений — высокопоставленные военные чины и богатые клингонские промышленники, ромулане и даже… земляне. Но, по причине того, что этот эпизод так и не был снят, в фильме просто не хватило материала для того, чтобы зрители поняли эту идею, и эта сцена была абсолютно ненужной; тем более непонятно, по какой причине она все-таки попала в видеоверсию.

Подпись Уильема ШатнераТакже была безнадежно испорчена финальная идея Флинна — подать перед титрами автографы персонажей фильма, которые провели с нами уже четверть века; вместо этого руководство студии решило, что перед титрами будут идти автографы… актеров, исполнявших главные роли. Это, конечно, тоже неплохо; но при чем здесь Уильям Шетнер, если мы прощаемся не с ним, а с Керком?

Официальный обед на борту ЭнтерпрайзаЕстественно, не удавалось избежать накладок и во время съемок фильма — но, к счастью, более-менее несерьезных. В сцене, где шесть офицеров Федерации обедали с шестью клингонскими офицерами, почти у каждого актера был свой диалог, и так как каждый раз целостность сцены постоянно нарушалась кем-либо, эту сцену приходилось переснимать 35 или 40 раз подряд. И вот, когда все уже достаточно измотались, Леонард, Уильям и ДиФорест как по команде стали поочередно ошибаться. В их диалогах было слово «Starfleet», и по крайней мере по одному разу каждый из них произносил вместо него «Star Trek», что у контексте фильма являлось полным абсурдом. И так — раз за разом, каждый раз вызывая бурю хохота со стороны остальных актеров. Больше всех повезло Уолтеру Кенигу, в тексте которого не было этого коварного слова.

Но возможно их еще ждут прикоючения...Когда создание фильма уже близилось к концу, руководство Paramount стало задумываться — а не слишком ли преждевременным было их стремление окончательно и бесповоротно завершить сериал. После некоторых раздумий ими было принято решение несколько изменить финальные диалоги и тем самым «не захлопывать дверь» навсегда, а «оставить ее приоткрытой». Если сериал и заканчивался, то только для оригинального актерского состава, да и то были «возможны некоторые варианты». Команду «Энтерпрайза» это более чем устраивало. Джордж Такей, более чем удовлетворенный таким финалом, предположил, что если фэны сериала будут настаивать на продолжении, то студия пойдет им навстречу. Как и оказалось впоследствии, Такей практически попал в точку — успех «Неоткрытой страны» привел к выпуску в 1994 году седьмого фильма эпопеи под названием «Звездный путь: Поколения». А в 1996 году Леонард Нимой даже высказал предположение, что, вероятно, они снимут еще один фильм с участием старой команды — как постоянно говорил Спок, «всегда есть возможности».

Напоследок фильм чуть было не пострадал от своего первоначального создателя, — Джина Родденберри. За время съемок вражда Майера и Родденберри не утихла, а разгорелась с еще большей силой. Пережив два инфаркта и передвигающийся в кресле-каталке, Джин специально приехал в просмотровую на первый тест-просмотр окончательно смонтированного варианта фильма. После того, как просмотр окончился бурной овацией всех присутствующих, Родденберри,Керк борется в смертельном поидинке с уголовником на Рура Пенте не сказав никому ни слова, уехал в офис, позвонил своему адвокату — уже сталкиваясь с характером Майера во время съемок «Гнева Хана», он решил на этот раз не общаться с ним лично — и яростно потребовал… вырезать из фильма более четверти часа сцен action! Однако к тому времени, как адвокат был готов начать исполнение его требований, Джин Родденберри уже умер…

Он был готов сражаться до последнего за свое видение «Звездного пути», навсегда покинув нас менее чем через 48 часов после тестовой презентации фильма. Джин Родденберри умер 24 октября 1991 года. Компания Paramount приняла решение о размещении перед титрами фильма текста «Фильм посвящяется Джину Родденберри» в обход исполнительного продюсера Леонарда Нимого и режиссера Николаса Майера. Посол Спок из эпизода TNG Оба были в ярости. «Почему вы не поговорили об этом с кем-либо, кто имеет отношение к созданию фильма, и кто был лично знаком с Родденберри? Почему бы не обсудить этот вопрос с кем-нибудь, кто хорошо знал Родденберри при жизни и знал, кем он был на самом деле? Как вы вообще можете лепить что-то подобное поверх фильма, как будто это какое-то маркетинговое решение? Paramount стойко выдержали бурю, и в результате Майер пришел к некоторому компромиссу — разместить перед титрами простой текст «Джину Родденберри», несмотря на непрекращающиеся протесты Нимого. Кстати, в рамках рекламной кампании «Неоткрытой страны» Леонард появился в роли Спока в одном эпизоде «Следующего поколения» — «Единение» (Unification), эпизоде с самым большим рейтингом среди всех серий телесериала. Джин Родденберри активно выступал против этого эпизода, но, по иронии судьбы, этот эпизод стал первым , выпущенным в эфир после его смерти.

Так закончилась история первого космического корабля со звучным именем «Энтерпрайз» и его знаменитого экипажа. Но на его смену уже шло «Следующее поколение»…


Туда... Ко второй звезде справа... и до самого утра
 

Создатели фильма о своей работе

Николас Майер : «Создавать этот фильм было настоящим удовольствием — не только для меня, но и для всех занятых в этом проекте. Но самым памятным был финальный день съемок. В какой-то момент все, кто был в павильоне, как-то сразу притихли, остановились, никто не мог работать по сценарию. Сперва я подумал : да что стряслось со всеми этими людьми? — а затем : как я могу быть таким черствым? Мы же снимаем последнюю сцену двадцатипятилетнего нескончаемого марафона. Эти люди просто не хотят говорить «прощай».»

Леонард Нимой : «Съемки фильмов сериала Звездный путь более всего были похожи на воссоединение большой семьи. Когда мы собрались вместе на этот раз, то все мы знали, что это будет последняя встреча нашей семьи, и это было очень трогательно. Но все кончилось, и этого больше никогда не повторится.»

Уильям Шеттнер : «На этот раз я действительно впервые забросил телефон и книги, которые я обычно читаю на съемках в свободное время, и, возможно, в последний раз постарался получше узнать всех тех людей, с которыми мне довелось работать. Как вы знаете, все эти годы я не был самым дружелюбным человеком на съемочной площадке; но в эти финальные дни съемок я постарался восполнить этот пробел.»

Последняя запись в бортжурнале Капитана Джеймса Т. Керка

 

Звездная дата 9529.1

 

Это последний полет космического корабля «Энтерпрайз» под моим командованием. Этот корабль и его история вскоре станут заботой другой команды. Им и их потомкам передаем мы наше будущее. Они продолжат все наши странствия, что мы начали, и совершат путешествия во все неоткрытые страны, смело идя туда, куда не ступала нога человека… куда еще никто не ступал.»

Краткое эссе о Джине Роденберри
(опубликовано в журнале Starlog #174)
(вторая редакция)

24 октября 1991 года в Санта-Монике, Калифорния, от сердечной недостаточности умер Джин Родденберри.

Родденберри, военный пилот во время второй мировой войны, впоследствии работал коммерческим пилотом и даже полицейским. Он пришел к фантастике через полицейские телесериалы — такие, как «Бредень» (Dragnet), «Имею оружие — готов путешествовать» (Have Gun — Will Travel) и «Четырехзвездный кинотеатр» (Four Star Theater). С созданием в 1966 году «Звездного пути» (Star Trek) и повторением успеха в 1987 году со «Следующим поколением» (Star Trek : The Next Generation) он навсегда вошел в метафорический Зал Славы фантастики. Он прожил длинную и интересную жизнь и стал свидетелем становления его любимого детища — «Звездного пути» — от обыкновенного телесериала до феномена американской поп-культуры. «Звездный путь — это мир, в котором у будущего есть шанс,» — говорил Родденберри. «Звездный путь обещает — приключения человечества только начинаются».

Больше нет мечтателя, но его мечта живет и по сей день.

 






 

продолжение статьи