Back to Top

Star Trek IV: The Voyage Home


предыдущий фильмсписок фильмовследующий фильм
 

  • Информация о фильме
год выхода: 1986
режиссер: Леонард Нимой (Leonard Nimoy)
по сюжету: Леонард Нимой (Leonard Nimoy), Харви Веннет (Harve Bennett)
сценарий: Харви Веннет (Harve Bennett), Стив Мэрсон (Steve Meerson), Питер Крайкэс (Peter Krikes), Николас Мейер (Nicholas Meyer)
музыка: Леонард Розенман (Leonard Rosenman)
продюсеры: Харви Веннет (Harve Bennett), Кирк Тэтчер (Kirk Thatcher), Ральф Винтер (Ralph Winter)
в ролях: Уильям Шатнер (William Shatner) — капитан Керк
Леонард Нимой (Leonard Nimoy) — Спок
Де’Форест Келли (DeForest Kelley) — доктор Мак-Кой
Джеймс Духан (James Doohan) — Скотти
Джордж Такей (George Takei) — Сулу
Уолтер Кёниг (Walter Koenig) — Чехов
Нишель Никольс (Nichelle Nichols) — Ухура
а также
Катерина Хикс (Catherine Hicks) — доктор Джилиан Тейлор
Роберт Элестен (Robert Ellenstein) — Президент Федерации
Джейн Уайт (Jane Wyatt) — Аманда, мать Спока
Марк Ленард (Mark Lenard) — советник Сарек, отец Спока
Брок Питерс (Brock Peters) — адмирал Картрайт
  • Сюжет
Время действия : 2286 и 1986 года
(звездная дата: 8390.0)

Возвращаясь домой с Вулкана на экспроприированном клингонском космическом корабле, Керк и его команда заранее готовятся к худшему. Хотя долг чести выполнен, и Спок снова с нами живой и здоровый, у команды нет более причин радоваться, особенно когда они начинают вспоминать о попутно содеянных проступках. Неподчинение приказу, угнанный, а затем и самоликвидированный «Энтерпрайз», саботированный «Эксцельсиор» — все это заставляет их строить отнюдь не радужные предположения относительно того, чем их встретит Земля.

Но реальность оказывается куда мрачнее — к Земле приблизился огромный космический корабль неизвестной конструкции, транслирующий на планету запросы на языке китов, к 23-му веку окончательно вымерших. Странный корабль имеет свойство воздействовать на погоду, которая устраивает на Земле сплошные ливни, грозы, ураганы и смерчи. Анализ ситуации позволяет предположить, что если благодаря какому-то чуду на Земле снова появятся киты, то это стабилизирует ситуацию и разрешит надвигающийся конфликт. И как вы думаете, кто способен сотворить чудо? Естественно, капитан Керк и его команда! Они готовы отправиться в прошлое для того, чтобы найти китов и доставить их в будущее ради спасения всей планеты.
Их путешествие начинается…

 






 

  • История создания фильма

Шел 1985 год. Собравшиеся для обсуждения сценария нового фильма Леонард Нимой, бессменный продюсер сериала Хэрв Беннетт и сценаристы Стив Мирсон (Steve Meerson) и Питер Крайкс (Peter Krikes) после всестороннего обсуждения пришли к выводу, что за последние два фильма вселенная Звездного пути стала чересчур уж мрачной. Гибель Спока (правда, за которой последовало его воскрешение), разрушение Энтерпрайза и смерть Девида Маркуса отнюдь не способствовали повышению жизнерадостности сериала, каким он был во время своего появления на телевизионных экранах.Ну вот мы и в 20-ом веке! Леонард Нимой предложил создать что-то более легкое, в стиле сюжета старой телевизионной серии «Город на краю вечности» («The City On The Edge Of Forever»), написанной Харланом Эллисоном (Harlan Ellison). Несколько устав за три фильма от отсутствия хорошего юмора и постоянной гибели персонажей, он заявил, что на этот раз никто не должен умирать. Более того, Нимой настоял на отсутствии в сюжете злодея, концепция которого за два последних фильма изрядно ему наскучила. Он предложил сделать обстоятельства главной проблемой, требующей немедленного решения, с которыми и будет сражаться команда космического корабля «Энтерпрайз». - Кошмар! У вас такие старые компьютеры! Еще
ранее, обсуждая сценарий будущего фильма Нимой с Беннеттом нашли неплохой идеей отправить бывший экипаж «Энтерпрайза» в путешествие во времени. Правда, в тот момент они еще даже не были уверены, следует ли им сделать это путешествие спонтанным, или же вынужденным — так что, вполне возможно, что мы увидели бы в «Звездном пути IV», как «Хищная птица» («Bird Of Prey») под командованием Керка попадает в какую-нибудь трещину во времени, ну или на худой конец в искривление пространственно- временного континуума.

Обсуждая эту идею, кто-то из сценаристов предложил ввести в сюжет тему исчезающих видов животных или растений, тут же подхваченную Леонардом в свете теории «ключевых видов» — он был большим поклонником этой теории, по которой при изъятии одного «ключевого вида» происходит эволюционная цепочка небольших изменений, за большой промежуток времени вызывающая просто огромные и зачастую катастрофические последствия (эта теория весьма популярна среди писателей-фантастов, например, у Рэя Бредбери есть рассказ «И грянул гром…», в основе которого лежит та же концепция). Вначале они обсудили, как клетки становятся планктоном, затем — как
им питаются рыбы и, наконец, Все на поиски китов!Стив Мирсон упомянул про китов. Идея уже сама по себе казалась интересной, а когда Питер Крайкс предложил упростить замысел до китов и их «песни», она оказалась просто блестящей. Мирсону и Крайксу было предложено написать на основе этого сюжета сценарий фильма; но каково же было их удивление, когда руководство студии попросило их создать одного из персонажей специально для… Эдди Мерфи!

Оказывается, Эдди Мерфи был весьма активным Треккером (то есть фэном Звездного пути), и давно хотел принять участие в съемках одного из фильмов сериала; к тому же, в этот момент руководство Paramount отнеслось благосклонно к идее объединения в одном фильме двух своих самых прибыльных торговых марок того времени — «Эдди Мерфи» и «Звездного пути».

Эдди Мэрфи должен быть играть в фильме профессора-уфологаПо первому варианту сценария Стива Мирсона и Питера Крайкса, для Эдди Мерфи была создана роль профессора английского языка, который по-настоящему верит в существование НЛО. Каждую среду он ведет в колледже семинар по этой теме, обсуждая со студентами связь «летающих тарелок» с китами и демонстрируя в качестве учебного пособия записи «песни» китов — именно этот сигнал и пеленгует «Хищная птица», находясь на орбите Земли уже
в нашем времени. Во время снижения на планету корабль вываливается из облаков прямо над стадионом, на котором в этот момент начинается Супербол (SuperBowl, финальная игра чемпионата по американскому футболу), и восторженная аудитория стадиона аплодирует им, считая это лишь частью грандиозного шоу. Поняв, что их заметили, Керк приказывает включить маскирующее поле, и корабль исчезает. Все зрители остаются в полной уверенности, что это было всего лишь представление; и только персонаж Эдди Мерфи считает «Хищную птицу» настоящим космическим кораблем — именно этим эпизодом планировалось представить в фильме его персонаж. Весь фильм он доказывает свою правоту журналистке из газеты, гоняясь за командой Керка и пытаясь достать доказательства их инопланетного происхождения. Также в сценарии был и морской биолог, специалист по китам Джиллиан Тейлор (Gillian Taylor), на роль которой выбрали Кэтерин Хикс (Catherine Hicks), с которой персонаж Эдди Мерфи знакомится во время преследования Керка и Спока.

Но фэны Звездного пути, на протяжении почти что двадцати лет бывшие движущей силой сериала, стали присылать до нескольких тысяч писем в неделю, в которых крайне негативно высказывались относительно предполагаемого участия Эдди Мерфи. биолог Джилиан ТэйлорОни считали, и не без основания, что Звездный путь с его участием будет сродни третьей части Супермена (Superman 3) с участием Ричарда Прайора, своим провалом практически похоронившей весь сериал. Позже и сами актеры стали высказывать опасение, что присутствие в сценарии персонажа, написанного для Эдди Мерфи превратит «фантастику с некоторыми элементами комедии» в «комедию с некоторыми элементами фантастики», а он сам отодвинет Керка и экипаж «Энтерпрайза» на задний план. Когда же по данным финансового анализа рынка выяснилось, что в этом году «Звездный путь» и Эдди Мерфи по отдельности могут принести для Paramount большую сумму, руководство компании высказалось резко против «слияния». адмирал КортрайтЭдди Мерфи принял предложение сняться в фильме «Золотой ребенок» («Golden Child»), а сценарий Стива Мирсона и Питера Крайкса был заново переписан Хэрвом Беннеттом и Николасом Майером в рекордно короткие сроки — 12 дней (время уже поджимало). В их варианте сценария роль Эдди Мерфи вместе с ролью журналистки была объединена в единый персонаж, биолога Джиллиан Тейлор.

Кстати, в сценарии Беннетта и Майера по сравнению с оригинальным пропал не только персонаж Эдди Мерфи. Помимо нескольких несущественных сцен наподобие сцены с котом, играющим со случайно попавшем в дом к Джиллиан Тейлор заряженным фазером (что, кстати, могло было выглядеть весьма забавно), разговора на заводе по производству полимеров или диалогов в госпитале, также были сокращены и несколько весьма важных сцен. Например, никто так и не узнал о том, что лейтенант Саавик была беременна от Спока (это был побочный результат ее ментального общения с растущим Споком на планете Генезис), потому что те пять строк, в которые уместился разговор Саавик и Керка на эту тему, были удалены из сценария. Также была удалена интересная сцена, в которой МакКой и Скотти, сидя на скамейке площади Содружества (Union Square) разговаривают о том, что они «становятся слишком стары для всего этого», Спок со своими родителями: Амандой и советником Зарекоми обсуждают свою отставку по возвращении домой; но к концу разговора они оба приходят к выводу, что не могут просто так, по собственному желанию оставить службу во флоте Федерации, потому что это и есть вся их жизнь. А имевший место в самом конце фильма диалог Спока и Сарека подвергся сокращению примерно на полстраницы, став от этого гораздо менее интересным — например, из него были удалены слова Сарека «Ты наполовину человек, и я никогда не пойму тебя; но я принимаю тебя таким, какой ты есть» («You’re half-human and I’ll never understand that, but I accept you»).

С другой стороны, за учетом этих изменений, сценарий фильма по-прежнему оставался таким, каким он был написан Стивом Мирсоном и Питером Крайксом, что привело к рассмотрению дела в Гильдии сценаристов (Writer’s Guild). Команда готова к новым приключениямИх правота была настолько очевидна, что на первом же слушании они выиграли дело и получили свои права на данный сценарий и упоминание в титрах своих фамилий.

Впоследствии все без исключения принявшие участие в работе над фильмом — от продюсера и до осветителей съемочной группы — отзывались о съемках «Путешествия домой» как о «самых интересных и запоминающися съемках, какие они когда-либо делали».

Являясь в известной степени римейком первой части сериала, этот фильм считается завершением трилогии «Гнев Хана», «В поисках Спока» и «Путешествие домой», этакого мини-сериала внутри сериала «Звездный путь».

Многие фаны и большенство кинокритиков до сих пор считают «Путешествие домой» лучшим фильмом киноэппопеи. В чем-то они безусловно правы.

 






 

  • Визуальные эффекты

Вновь, уже в третий раз подряд визуальные эффекты были созданы студией ILM.

'Хищная Птица', боевой клингонский звездолет, летает под Золотыми Воротами в Сан-Франциско!Хотя в фильме участвовало лишь несколько космических кораблей — клингонский военный корабль «Хищная птица», окрещенный МакКоем «Баунти» («Bounty»), «Эксцельсиор» («Excelsior»), новый «Энтерпрайз-А» («Enterprise-A») и еще несколько кораблей федерации, для содания большей реалистичности все модели были обновлены или полностью переделаны под руководством Джеффа Манна (Jeff Mann).

Также была создана новая модель космической базы Федерации, на этот раз шести (!) метров в диаметре (даже модель «Звезды смерти» имела всего Новый Энтерпрайз (USS Enterprise NCC-1701A)1,5 метра в диаметре, что казалось в то время просто огромным), а на освещение ее иллюминаторов ушло около трех тысяч метров световодов.

Исходя из финансовых соображений в фильме планировалось повторно использовать сохранившиеся со съемок третьего фильма декорации интерьеров космического дока; но после того, как все увидели разницу между великолепием внешней части дока и его интерьерами — настолько новая модель отличалась от старой — все было выполнено заново. Это потребовало гораздо больших затрат времени и денег, но полученный результат стоил того.

Для создания сцены путешествия сквозь время была применена новейшая технология — актеры были сканированы лазерным сканером (кстати, также созданным на ILM), а затем их трехмерные (объемные) оцифрованные изображения преобразовывались с использованием программ трехмерного моделирования, что являлось огромным шагом вперед по сравнению с преобразованием двумерных (плоских) изображений.

Инопланетный зонд приближается...Модель инопланетного космического корабля была выполнена в различных масштабах; самый большой достигал около 10 метров в длину. Некоторые сцены его полета были сняты практически идентично сценам полета звездолетов в «Новой надежде» («A New Hope» — четвертая часть «Звездных войн») — модель двигалась прямо на камеру, а затем пролетала над ней.

Особенно хочется отметить заслугу ILM в создании Солнца — до этого ни в одном фантастическом фильме не было продемонстрировано настолько детальное его подобие, хотя и не точное с научной точки зрения.

Съемки сцен на китобойном судне целиком принадлежали ILM, которые помимо визуальных эффектов выполняли в фильме роль второй съемочной группы (second unit).'Хищная Птица' зависла над маленьким советским рыболовным тральщиком Для этой цели был найден корабль «Золотые ворота» («The Golden Gate») — сорока двух метровый тральщик времен второй мировой войны, который был закамуфлирован под китобойное судно (были достроены верхний мостик и гарпунная палуба с гарпунной пушкой). Довольно-таки забавен тот факт, что по сценарию фильма китобойное судно являлось советским.

Но самым главным достижением ILM в работе над созданием визуальных эффектов является создание механических моделей китов (!). В фильме было около пятнадцати сцен с участием китов, и только в двух из них киты были настоящими (первая — кит, резвящийся в океане, а вторая — ныряющий кит в сцене с китобойным судном). В остальных же сценах были сняты различные модели, созданные под руководством Уолта Конти (Walt Conti), а именно — множество отдельных «частей» кита в масштабе один к одному (огромные плавники, семиметровые хвосты, двадцатиметровые спины китов с устройствами для выброса фонтана, и т.д.) и несколько точных моделей в масштабе один к трем. Эти небольшие (только по сравнению с их старшими собратьями — их длина составляла около 7 метров) модели могли плыть под водой и на поверхности при помощи действующих механических плавников и хвоста, развивая неплохую скорость, нырять, выбрасывать струю воды на пару метров вверх и при этом были настолько совершенны, что ни один зритель ни на секунду не усомнился в подлинности показанных на экране китов.

Даже сейчас, пересматривая этот фильм, до сих пор с трудом верится, что киты были ненастоящие — и именно это является причиной особой гордости ILM и Уолта Конти : «Когда вы создаете инопланетное существо, то почти никто не скажет вам «на самом деле оно выглядит совсем не так», потому что его никто не видел; воссоздание же реально существующего намного сложнее, потому что почти у каждого есть свое мнение о том, как оно должно выглядеть».

 






 

  • Интересные факты
  • Собрав в кинотеатрах около 110 млн. долл., «Путешествие домой» до сих пор остается самым прибыльным фильмом сериала.
  • В создании «Поиска Спока» Николас Майер не принимал участия только по той причине, что ему не понравилась сама идея о воскрешении уже однажды погибшего персонажа. Однако, так как то, что Спок жив, являлось уже свершившимся фактом, он с большим удовольствием принял участие в работе над «Путешествием домой».
  • Сюжет «Путешествия домой» напомнил Николасу Майеру сюжет его первой режиссерской работы, фильма «Время от времени» («Time After Time», 1982). Так как в обоих фильмах действие переносилось в современный Сан-Франциско, он предложил поменять место действия на какой-либо другой город, например Париж, в котором он всегда хотел побывать. Но продюсер компании отказался сделать это, мотивируя свой отказ тем, что штаб-квартира Звездного флота в 23-ем веке находится именно в Сан-Франциско; кроме того, студия Paramount расположена совсем неподалеку, в Лос-Анжелесе. Майер согласился, но впоследствии, на съемках «Неоткрытой страны» («Star Trek VI: The Undiscovered Country») по сценарию он разместил офис Президента Федерации Планет в Париже, и на этот раз студия уже не смогла отказаться.
  • Когда Хэрв Беннетт и Николас Майер переписывали сценарий Стива Мирсона и Питера Крайкса, Беннетт работал над приключениями в космосе (то, что он назвал «Первый акт» и «Четвертый акт» сценария), а Майер — над приключениями на Земле («Второй акт» и «Третий акт»). Затем они обменялись рукописями и каждый доработал часть другого. Таким образом был создан окончаиельный сценарий фильма.
  • К началу съемки финальная версия сценария имела 5 различных вариантов окончания фильма.
  • Это первый фильм сериала, снятый с использованием натурных съемкок — первые три фильма были почти целиком сняты в павильонах.
  • Создатели визуальных эффектов ILM на этот раз были также и со-продюсерами фильма.
  • За несколько дней до начала работ над визуальными эффектами в залив Сан-Франциско приплыл кит, которого звали Хэмфри (Humphrey; все оставшиеся в мире киты имеют имена и идентификационные номера на плавниках), и по этому поводу члены съемочной группы несколько дней шутили, что кит приплыл пробоваться на роль в фильме. Такой шанс нельзя было упустить, и операторская группа потратила два дня на его съемку. К огромному сожалению Леонарда Нимого, плохая погода испортила все кадры, и ни один из отснятых дублей использовать в фильме не удалось.
  • Эпизод, в котором Чехов опрашивает прохожих на улицах города, где находится ближайший ядерный реактор, именно так и снимался — идущие мимо прохожие ничего не подозревали и отвечали первое, что им приходило в голову. Тем более интересен тот факт, что одна из прохожих -женщина с длинными темными волосами — ответила, что ближайшие ядерные реакторы находятся на военных кораблях, стоящих в заливе или на военной базе в Аламеде. Ее правильный ответ настолько удивил всю съемочную группу, что Леонард Нимой прямо на месте предложил ей контракт на эту небольшую эпизодическую роль.
  • Джордж Такей, исполнитель роли Сулу, был весьма недоволен отсутствием солирующих сцен его персонажа; поэтому он уговорил Беннетта написать специально для него одну сцену, в которой на улицах Сан-Франциско он встречается с маленьким мальчиком, являющимся его дальним пра-пра-прадедом (Сулу — его потомок в шестом поколении). Леонард Нимой согласился на съемку этого эпизода, но впоследствии он был вырезан при монтаже и так и не вошел ни в одну из окончательных версий фильма.
  • Начальные титры фильма начинаются посвящением команде космического корабля «Челленджер» («Challenger») типа «Шаттл» («Shuttle»), трагически погибшей при взрыве во время старта 28 января 1986 года. Там написано : «Актеры и съемочная группа фильма «Звездный путь» посвящают этот фильм команде космического корабля «Челенджер», чей героический дух будет жить и в 23 веке, и дальше…»
  • Финальные титры фильма идут на фоне фотографий и кусочков из различных сцен фильма, включая рабочие моменты. В одном из таких рабочих моментов можно увидеть, как Джеймс Духан (James Doohan), исполнитель роли Скотти, покидая «Хищную птицу» после приводнения, теряет равновесие и ныряет в воду.

 


Вся актерская команда фильма

Команда USS Enterprise NCC1701 в Сан-Франциско конца 20-ого века.

 

  • Цифры

Премьера фильма : 26 ноября 1986 года.
Бюджет : 24,000,000 долл.

Кассовые сборы в кинотеатрах : 45,000,000 долл. (США) в год выхода на экраны (4 место в 1986 году)
Общие кассовые сборы в кинотеатрах : 109,713,000 (США); 133,000,000 (весь мир)
Доход от реализации на видео : 56,820,000 (США)

  • Достижения фильма
Номинации на награду Американской Киноакадемии «ОСКАР», 1986 год :
    • Категория: Лучшая операторская работа
      • Дон Питермэн (Donald Peterman)

«Оскар» получил фильм «Миссия» (The Mission)

    • Категория: Лучшие звуковые эффекты
      • Тэрри Портер (Terry Porter)

«Оскар» получил фильм «Взвод» (Platoon)

    • Категория: Лучший монтаж звуковых эффектов
      • Марк Мангини (Mark A. Mangini)

«Оскар» получил фильм «Чужие» (Aliens)

    • Категория: Лучшее музыкальное оформление
      • Лионард Розенман

 

 

Они отправились туда, где не ступала нога человека 23-го века.
В безумное, сумашедшее, бурное время… Сан-Франциско, 1986 год.

Постер фильма