Back to Top

Star Trek: Insurrection


предыдущий фильмсписок фильмовследующий фильм
 
Страница 1
Страница 2

  • Информация о фильме
год выхода: 1998
режиссер: Джонатан Фрэйкс (Jonathan Frakes)
по сюжету: Рик Берман (Rick Berman), Майкл Пиллер (Michael Piller)
сценарий: Майкл Пиллер (Michael Piller)
музыка: Джерри Голсмит (Jerry Goldsmith)
продюсер: Рик Берман (Rick Berman)
в ролях: Патрик Стюард (Patrick Stewart) — капитан Пикард
Джонатан Фрейкс (Jonathan Frakes) — Райкер
Брент Спайнер (Brent Spiner) — Дайта
Марина Сиртис (Marina Sirtis) — Трой
Майкл Дорн (Michael Dorn) — Ворф
Гейтс Мак-Федан (Gates McFadden) — доктор Крашер
Левар Бартон (LeVar Burton) — Лафорж
а также
Мюррэл Абрахам (F. Murray Abraham) — Роффо
Дона Мэрфи (Donna Murphy) — Эния
Энтони Зерба (Anthony Zerba) — адмирал Догерти
Грег Генри (Gregg Henry) — Галатин
Даниэль Келли (Daniel Hugh Kelly) — Соджеф
  • Сюжет
Время действия : 2375 год
(звездная дата: неизвестна)

Ба Ку - райское местечкоГде-то там, на самом краю вселенной, укутанная от излишне пристальных взглядов водородно-пылевым облаком туманности лежит звездная система планеты БаКу, райского уголка, где обитает удивительный народ. Мало того, что все они обладают парапсихологическими способностями, они еще и не стареют, постоянно оставаясь в возрасте полного расцвета сил. Ученые предполагают, что все это — результат странного влияния высокоионизированных метановых колец, окружающих планету; но проводимые осторожные исследования до сих пор не выявили механизм их воздействия.

Тем временем, некоторые высокопоставленные представители Федерации уже давно положили глаз на эту планету и оказались весьма упорны в попытках выведать секрет бессмертия. Объединив усилия с одной из заинтересованных рас, они тайно проникли на планету и силами многих ученых тщетно пытаются разгадать вожделенный секрет.

Именно в таком виде Дейта, а затем и Пикар застают сложившуюся на этой планете ситуацию. Это явно противоречит директиве номер один Звездного флота — невмешательству во внутренние дела не присоединившихся к Федерации планет, что вынуждает Пикара принять решительные действия. Ради защиты принципов, в которые он твердо верит, Пикар готов ко всему — и даже к открытому восстанию против Федерации. Итак, битва за рай началась…

 

 






 

  • История создания фильма

Джонатан Фрайкс - актер, сценарист, режиссер. Могучий человечеще!После успешного шествия «Первого контакта» по кинотеатрам Джонатан Фрайкс был повторно выдвинут на пост режиссера фильма, чем он повторил достижение Леонарда Нимого — тот также был актером и режиссером двух фильмов. «Первый контакт» собрал в США $92 млн. кассовых сборов (при бюджете в $45 млн. — очень неплохой результат, см. страницу «Кассовые достижения трека»), что поставило его на второе место в списке фильмов сериала — сразу после «Возвращения домой» с его $110 млн. (который до сих пор удерживает рекорд единственного фильма сериала, преодолевшего планку в $100 млн. кассовых сборов).

Рик Берман - продюсер фильма, да и вообще самый главный по Звездному путиДействительно, со стороны студии это был логичный шаг; а продюсер фильма Рик Берман и подавно был так уверен в его режиссерском таланте, что, по его же словам «взял бы Фрайкса даже в случае кассового краха «Первого контакта» — он потрясающе талантлив и работоспособен».

Чтобы заинтересовать Патрика Стюарта, на его гонорар из бюджета фильма пришлось выделить целых $12 млн. (ого!). Кроме того, он получил место ассоциативного продюсера (Associative Producer), что обыкновенно дает больше официальных чем реальных прав, но в данном случае это дало ему право одобрять или отклонять сценарий фильма и Момент со съемок.вообще совать свой нос в процесс съемок. Патрик Стюарт: «Я восхищаюсь моим персонажем, Жан-Люком, и до сих пор нахожу его интересным. И учитывая, что теперь я могу оказывать некоторое влияние на процесс создания как сценария, так и фильма, будьте уверены, что для капитана Пикара будет и что сказать, и что сделать, и это будет интересно зрителям.»

Первым делом Рик Берман позвонил уже знакомым нам сценаристам Брэннону Браге и Рональду Муру. Как ни странно, они отклонили предложение написать сценарий для фильма, и не долго думая, Берман привлек к проекту ветерана «Нового поколения» Майкла Пиллера, и работа началась. Как обычно, сценарий не клеился. Поначалу Берман — соавтор сценария — предложил Пиллеру сделать римейк классической истории, перекроив ее в стиле «Звездного пути». Для этого он выбрал известный сюжет «Узника Зенды» («Prisoner of Zenda»). Съемки - камера на мостике ЭнтерпрайзаВ рамках этого сюжета главного героя (капитана Пикара, естественно) похищают, а на его место ставят двойника. Но на опытный взгляд Майкла этот сюжет трещал по всем швам — и, что важнее всего, в первую очередь эта история не понравилась бы зрителям, которым пришлось бы большую часть экранного времени следить за приключениями «кого-то, похожего на Пикара, но не Пикара». Эта идея вполне подошла бы для одного из эпизодов телесериала, в котором серии идут с небольшим интервалом (обычно одно- или двухнедельным); но после двухгодичного перерыва зрители имели право смотреть на приключения своего любимого героя, и только его. Таким образом, идея «Узника Зенды» полностью отпадала. Зато в процессе обсуждений Пиллера осенила идея снять фильм о поисках источника вечной жизни — этаком «фонтане молодости». Эта тема всегда была популярна, а в наше время, когда с экранов телевизоров и обложек журналов на нас постоянно смотрят молодость и красота, она приобрела особенно актуальный оттенок. Планета БаКу (вид с орбиты) - Рик заинтересовался этим, и после долгих споров сценарий начал приобретать видимые очертания. В качестве иллюстрации данной сценарной структуры Майкл выбрал фильм Джозефа Конрада «Сердце тьмы» («Heart of Darkness»), на структурной базе которого собирался сделать более светлую и легкую историю, в шутку названную «Сердце света» («Heart of Lightness»). Это не совсем понравилось (и даже скорее, совсем не понравилось) Берману — как известно, «Сердце тьмы» было источником вдохновения для Френсиса Форда Копполы, когда он в состоянии полной режиссерской депрессии снимал свой мрачнейший «Апокалипсис сегодня» («Apocalypse Now»). Для «Звездного пути» это было бы слишком мрачно. Но все-таки писательский талант Пиллера убедил его отбросить все сомнения, и он уже был готов делать фильм насколько угодно мрачным и серьезным. По крайней мере, как считал он, это стало бы подарком для актеров, всегда предпочитающих серьезную драму, а зрители получат очень серьезный и актуальный фильм. Последние остатки идеи «фонтана молодости» были задвинуты поглубже в дальний ящик, а разработанный сценарий был о противостоянии Пикара и Дейты. В конце фильма они встречались в противостоянии лицом к лицу, и Пикару приходилось убивать Дейту — Берман знал, что это понравилось бы Бренту Спайнеру, который уже второй раз подряд просил убить своего персонажа. Студия «дала добро», и сценарий отослали Патрику Стюарту. Как они и ожидали, его реакция на сценарий оказалась весьма бурной; правда, не совсем такой, как они хотели — Стюарт возненавидел его.

теперь Пикар - человек действия!Стюарт выдвинул аргументы, с которыми трудно было не согласиться — он говорил, что «этот сценарий мрачный, он политичный, он тоскливый и неинтересный.» Также он не был согласен с данным представлением своего персонажа, считая созданного Пиллером Пикара бездеятельным. Майкл не соглашался, мотивируя это тем, что до этого Пикар как герой не был верно определен для широкой аудитории, и он берется это исправить. Точку в споре поставили аргументы Стюарта о том, что фильм снимается не только и не столько для фэнов трека, под завязку загруженных знаниями о персонажах из телесериала, сколько для широкой аудитории, которая имеет полное право прийти в кино практически «с улицы», даже не зная о существовании «Звездного пути» (ну, это он, конечно, загнул ;). В «Поколениях», как он считал, капитан был показан практически так же, как в телесериале — постоянно рассуждающим и разговаривающим; и только в «Первом контакте» Пикар был показан таким, каким и должен был всегда быть — настоящим героем, человеком действия. Пиллер действительно упустил это из виду, во многом ориентируясь на ниточки, тянущиеся из телесериала, и вынужден был нехотя согласиться (но, как видимо, Патрик Стюарт все-таки не смог до конца провести курс на свою идею — см. «Послесловие»). В любом случае, их требования отличались столь разительно, что сценарий мог быть не завершен никогда.

Вот тикие девочки охлаждают страсти в этом фильме.Дабы охладить накал страстей и заставить всех снова работать вместе, Рик Берман принял волевое решение: сценарий «Сердца тьмы» без сожаления отбрасывался, а вместо него снова начиналась работа над темой «фонтана молодости», относительно которой Патрик Стюарт был настроен более позитивно. До них исследование этой темы уже успел провести Уильям Шетнер в своем романе-бестселлере «Звездный путь: Пепел Эдема» (Star Trek: The Ashes of Eden), вышедшем в 1995 году. Речь в нем шла о планете с какими-то странными, Адмирал Догерти - типичный пример коррупиронного чиновника Звездного Флотаи даже скорее волшебными свойствами, сохранявшими ее обитателям вечную юность. Когда же над планетой нависла опасность, исходящая от неких коррупированных элементов Федерации (некоторые из которых даже были высокопоставленными офицерами Звездного флота), желавших использовать ее для собственных целей, капитан Джеймс Т. Керк увольняется из Звездного флота и встает на ее защиту. Сценарий довольно точно воспроизводил происходящее в книге, что делало связь времен в «Звездном пути» еще более прочной — капитан Пикар делал в фильме то, что до этого делал в книге капитан Керк. Дейта, кстати, тоже оставался жив и здоров — в связи с чем Брент Спайнер получил свою копию сценария с приколотой к ней запиской от Бермана: «Извини, убъем тебя позднее.»

Центральным моментом фильма было решение, которое принимал капитан Пикар — покинуть сторону Федерации и, следуя ее же основным принципам встать на сторону жителей планеты. Всегда просто наплевать на интересы какой-то небольшой группы людей где-то там далеко, когда в оправдание вы всегда можете сказать себе, что «это делается для блага многих людей, живущих здесь и сейчас». Райкер пять клеется к Трой, на этот раз довольно успешноТема «нужды многих против нужд одного» уже не раз обыгрывалась в «Звездном пути» — вспомните «Гнев Хана» и «Поиск Спока»; на этот раз она звучит в ключе «все люди имеют равные права, и никто не имеет права жертвовать даже немногими ради многих».

Но сценарий фильма не заканчивался на одних только серьезных мотивах — нашлось в нем место и для нетерпеливо ожидаемых фэнами любовных линий. Первой было продолжение давнего романа Райкера и Трой, попавшее в сценарий во многом благодаря фэнам, завалившим актеров несколькими тоннами писем. Зародившийся и длившийся на протяжении практически всего телесериала, он постоянно приковывал чуть Трой и Райкер в ваннели не большее внимание, нежели появления на экране Дейты. Наконец-то, к радости фэнов он стал обретать более четкие очертания — чего стоит хотя бы сцена в ванне с мыльными пузырями, которая переснималась три раза — два раза по причине того, что пузырей было то слишком много и ничего не было видно, и один раз по причине того, что их было слишком мало и видно было все, и слишком хорошо ;).

Эния (акрисса Дона Мерфи)Второй же любовной линией был роман капитана Пикара с Энией (Anij) — женщиной с планеты Ба Ку (увы, Беверли Крашер на этот раз осталась за бортом). По земному летоисчислению ей было более трехсот лет, но биологически она была не старше Пикара, и их роман выглядел бы весьма переспективным и интересным. Но еще более интересным было то, что на введении в сценарий этой любовной линии настаивал сам Патрик Стюарт. Еще в «Первом контакте» он хотел ввергнуть своего героя в пучину любовных страстей, но безуспешно — тогда ему было отказано в этом. К счастью, на сей раз Стюарт смог воспользоваться своей привилегией ассоциативного продюсера и не упустил момент разнообразить сложившийся на данный момент чересчур строгий образ капитана. Также по его инициативе в сценарий был введен эпизод принятия в Федерацию странной цивилизации маленьких инопланетян, настаивавших на еще более странной церемонии, в результате которой Пикар выглядел бы по-идиотски смешно. Момент, где Пикар превращается в Иа-ИаОн даже еще не знал, чем это будет; но обладавшие, по-видимому, весьма неплохим чувством юмора костюмеры сразу поняли, что в его случае «это» будет связано с его… эээ… «прической» — в результате чего и появились те самые тряпочные «уши», которые в конце церемонии надевали на голову Пикару, превращая его в некое подобие Иа-Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Патрик Стюарт оценил их шутку по достоинству. Он с честью выдержал испытание «ушами» и заметил, что по-видимому, тому причина его возраст — он дает ему право выглядеть неглупо практически в любой ситуации.

Кстати, его голова не давала покоя не только костюмерам. Так как планета действовала омолаживающе на всех ее жителей без исключения, Помолодевший Пикар зарубает макаренуто и прибывший на нее экипаж «Энтерпрайза» должен был подвергнуться этому процессу; и со стороны сценаристов было вполне логично предположить, что и облик головы капитана Пикара должен был измениться.

«Да это действительно было одной из самых первых вещей, что нам пришлось обсуждать в процессе работы,» подтверждает Патрик Стюарт. «Но я сразу предупредил всех, что в такой вид моя голова пришла примерно с тех самых пор, как мне исполнилось двадцать, так что этот вопрос отпал сам собой.» И вместо волос омоложение Пикара пришлось отразить через «помолодевшие» эмоциональные и музыкальные предпочтения.

Это надо слышать. Дейта поет!Также персональным подарком для фэнов была сцена, в которой Пикар, Дейта и Уорф исполняли небольшой музыкальный номер. После Майкл Дорн сильно расстраивался, что ему так и не дали сделать это так, как он считал нужным — жутко фальшивя и перевирая слова. Увы, так как основным объектом юмора в этой сцене был выбран Пикар, Уорфу пришлось делать все правильно.

В последний момент Paramount, до этого момента благосклонно принимавший все измемения сценария, сделал «небольшую поправку» — финал должен был быть гораздо более значительным и масштабным. До конца съемочного процесса оставалось всего четыре недели, но как сказано — так и сделано. Уже отснятая сцена финала пошла под нож, а вместо нее совместно с изготовителями эффектов компанией Santa Barbara Studios была спешно проработана и создана впечатляющая сцена сражения «Энтерпрайза» с двумя кораблями Сон’а и последующим их уничтожением. Новый финал повлиял также и на судьбу главного злодея фильма, Ру’Афо. Первоначально взрывом его выбрасывало в открытый космос, и падая на планету он пролетал сквозь метановые кольца, стремительно молодея на глазах; что, впрочем, все равно не оставило ему шанса остаться в живых ;). Для большей эффектности (с точки зрения Paramount) в новом финале злодей должен был погибнуть Главный злодей Руафо. Жутко вредный мужик.вместе со своим кораблем, что и было сделано всего лишь укорачиванием данной сцены наполовину. Что же, в итоге все остались довольны — студия смогла ввернуть в процесс создания свое веское слово, а зрители получили еще более впечатляющий финал. А если внимательно смотреть титры, то в них можно найти актера, исполняющего роль «молодого Ру’Афо».

Дейта удостоверяется лично что Райкер сбрил бороду.Единственным недостатком все принимавшие участие в создании фильма — и актеры, и режиссер, и продюсер — единогласно назвали постер и трейлер к фильму. Задуманная для «Восстания» рекламная кампания Paramount, частично отразившаяся и в изменении финала фильма, никак не подходила к «Звездному пути». Впрочем, не дающий зрителю представления о сюжете фильма трейлер сам по себе не был такой большой проблемой — признайтесь, много ли вы видели трейлеров, которые точно и дозированно дают понять, о чем собственно будет фильм? Трейлеры к «Звездному пути» — не исключение. Здесь уж лучше показать меньше, нежели раскрыть все карты и сделать просмотр фильма для зрителей совсем неинтересным.

Гораздо большей проблемой стал постер к фильму. Во-первых, на постере было изображение «Энтерпрайза-E», позаимствованное из предыдущего фильма, что само по себе уже было неприятно; а во-вторых, никому не было понятно, кем является или что символизирует красного цвета «лицо». Напомню, что из-за такой же проблемы полностью провалился в прокате фильм «Ракетчик» (The Rocketeer, 1992) — изображение на постере (весьма стильном, впрочем) настолько дезориентировало зрителей, что они считали, что идут смотреть анимационную ленту (!).

Дейта продящий по дну озераПо словам Фрайкса, «это настолько же напоминало фильм, насколько я напоминаю Майкла Дорна. Почему нельзя отказаться от этой раскрутки в стиле «бум!», и не рекламировать фильм как приключение с элементами романтики и комедии?» Еще резче высказался Спайнер: «Что это? Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что там на постере изображено лицо. И чье же это могло быть лицо? Что все это означает, в конце концов? «Битва за рай началась», лицо и корабль под ним. Что это значит? Я не понимаю. Я не знаю, и мне не интересно узнать. И вообще, зачем создавать специальную рекламную кампанию для фильма из сериала «Звездный путь», когда достаточно всего лишь сказать, что «Звездный путь выходит 11 декабря», и вы уже получили ВСЮ целевую аудиторию?»

 






 

Создатели фильма о своей работе

 

Патрик Стюарт: «Я знаю, насколько мы должны быть благодарны нашим фэнам, фэнам «Следующего поколения». Хотя мы и стараемся постоянно расширять аудиторию, в первую очередь мы всегда стараемся угодить им. Надеюсь, им понравится тон нового фильма. И я уверен, что когда выйдет следующий фильм, он также будет снят в новом тоне.»

Джонатан Фрайкс: «Чем больше я занимался режиссурой, тем больше убеждался в том, что как актеры мы очень и очень избалованы. Снимать фильм — очень утомительная работа.»

Брент Спайнер: «Восстание» не раскрывает для зрителей характер моего персонажа с какой-то новой стороны; зато он приносит им много знакомых моментов.»

Марина Сиртис: «Этот фильм сильно отличается от первых двух, но я бы не сказала, что он сильно выделяется из «Звездного пути» в целом. Напротив, он даже больше похож на оригинальный телесериал, нежели на «Следующее поколение». Да и мой персонаж совершенно преобразился. Вместо заумной и отдаленной Трой вы видите ее с новой стороны — веселой и счастливой.»

 

Послесловие: заморозка проекта

 

МОТОР!!!В первую неделю премьеры в США 11 декабря 1998 года «Звездный путь: Восстание» занял первую строчку в рейтинге, собрав за первый уик-энд $22,4 млн. Хотя это и не было рекордом по сравнению с достижениями двух предыдущих фильмов сериала («Поколения» собрали за первый уик-энд $23,1 млн., а «Первый контакт» вообще достиг рекордной для сериала отметки в $30,7 млн.), этого было вполне достаточно для того, чтобы спокойно обойти ближайших конкурентов — «Приключения Флика» (A Bug’s Life) и «Снеговик» («Jack Frost»).

Однако кассовые сборы фильма стали быстро падать сразу после того, как схлынула основная волна фэнов. Вот как раз один из треккеров на премьере ST9Уже на второй уик-энд они упали на целых 60% до $8,5 млн. сборов и четвертой строчки в рейтинге, а на третий — до $7,5 млн. и восьмой строчки. После 22 дней проката в США фильм собрал только $57,522,000. В то время, как Paramount прежде объявила финальный бюджет фильма в $60 млн., внутренние источники информации называли другую цифру — $85-90 млн., что и вовсе ставило вопрос о рентабельности дальнейшего производства сериала.

Актерам во главе с Патриком Стюартом пришлось встать горой на защиту сериала. Памятуя, что лучшая защита — это нападение, вместо того, чтобы как-то оправдываться за несбывшиеся финансовые надежды компании они как один принялись расписывать «каким классным будет следующий фильм сериала». И это сработало! Решающим фактором стало предложение Патрика Стюарта сделать десятый фильм прямым сиквелом «Восстания», следуя вдохновляющему примеру «Поиска Спока» и «Путешествия домой».

Пикар со своей нецелованной герлой«Я считаю, что у нас есть прекрасная возможность сняться еще в одном фильме, который может быть прямым продолжением истории, начатой в «Восстании» — и не только потому, что мы с Донной Мэрфи так и не успели обменяться поцелуями, но так же потому, что эта история не окончена. Ну, а после еще одного фильма мы, пожалуй, должны будем передать эстафету команде Deep Space Nine — ведь нам совсем не улыбается стать Rolling Stones от «Звездного пути», — сказал он.

На его стороне стоял и продюсер Рик Берман, который непоколебимо верил в будущее «Звездного пути» как киносериала и также считал перспективным в течение одного или нескольких фильмов ввести в действие команду Deep Space. Но самым главным доводом, по-видимому, все-таки стало то, что дирекции Paramount понравилось «Восстание» (что, согласитесь, бывает нечасто), раз они сочли их доводы разумными и все-таки согласились на продолжение. Типичный представитель фауны БаКуПравда, со сроками все было очень неопределенно — десятый фильм явно откладывался на несколько лет; но принципиальный вопрос был решен — продолжение будет!

Позже, в одном из интервью Патрик Стюарт упомянул еще об одном аспекте заморозке проекта: «На днях я посмотрел трейлер первого эпизода «Звездных войн», и то, как Джордж Лукас представляет инопланетных существ, выглядело настолько органично… Я думаю, в следующие год или два нам следует оставить это ему.»


 

продолжение статьи