Back to Top

Star Trek: Insurrection


предыдущий фильмсписок фильмовследующий фильм
 
Страница 1
Страница 2

 





 

  • Визуальные эффекты

Полностью цифровой ЭнтерпрайзЦифровая революция в визуальных эффектах, начавшаяся более двадцати лет назад (в конце 70-х) в настоящий момент как никогда стала близка к своему завершению. По мере того, как цифровые технологии совершенствовались, они одну за другой осваивали все больше и больше «специальностей» по созданию визуальных эффектов. Поначалу это были чисто механические виды работ — управление краном с камерой, изготовление «маски» для наложения кадров друг на друга, цифровой монтаж, а со временем они даже стали способны на создание и компьютерную анимацию сложнейших персонажей, выглядящих почти как настоящие — динозавров из «Jurassic Park» или жуков из «Starship Troopers»; но до сих пор они не могли справиться с такой казалось бы тривиальной задачей, как достоверное компьютерное моделирование космического корабля. И если в телесериалах компьютерные модели использовались уже достаточно давно, достаточно вспомнить «Deep Space Nine», «Babylon 5» или «Voyager», то для кино по-прежнему строили множество моделей, снимавшихся традиционными методами. Даже в таких современных фильмах, как «Alien: Resurrection», «The Fifth Element» и тех же «Starship Troopers» космические корабли снимались в виде макетов. Но теперь пришло время этому измениться.

Конечно, все не могло произойти в один момент. Еще на съемках «Поколений» в нескольких сценах использовался компьютерный вариант «Энтерпрайза», созданный компанией ElectricImage. На съемках «Первого контакта» компьютерная и реальная модели использовались уже практически на равных, причем приоритет отдавался той из них, с которой было проще и удобнее работать при изготовлении какой-либо сцены — качество финальных кадров было практически одинаковым. Кроме «Звездного пути» огромный вклад в создание полностью компьютерных моделей внесли наши старые знакомые ILM при перерабатывании «Звездных войн» в «специальное издание» — все заново созданные кадры были сняты без очередного изготовления моделей. Ну, а теперь, как считали специалисты студий визуальных эффектов Santa Barbara Studios и Blue Sky/VIFX, пришло время вообще оставить настоящие модели в прошлом — так они и поступили, не изготовив для съемок «Восстания» ни одной реальной модели космического корабля.

Нучное судно Сон'а на фоне метановых колец Ба КуДело было начато с подробных чертежей кораблей, которые Paramount предоставила в распоряжение Santa Barbara Studios. Среди кораблей были шаттл, исследовательский корабль, капитанская яхта и голокорабль Федерации, а так же флагманский корабль, боевой корабль и огромное (по фильму оно было около двух километров в длину) научное судно Сон’а. Все корабли были изображены в трех проекциях плюс в аксонометрической проекции — для лучшей передачи переспективы. За несколько месяцев работы чертежи были введены в компьютер при помощи традиционных дигитайзеров. По такой же технологии более пятнадцати лет назад создавались космические корабли для фильма «Последний звездный истребитель» (The Last Stargfighter, 1984), одного из первых фильмов с кораблями, полностью созданными при помощи технологий CGI (Computer Graphics Images — компьютерные графические изображения); так что новой эту технологию можно назвать лишь отчасти. Энтерпрайз уже существовал в виде модели, и Джон Гроуэр (John Grower, основатель и президент компании Santa Barbara Studios, а также ответственный за визуальные эффекты фильма) счел, что проще будет обойтись без чертежей — модель была аккуратно транспортирована в компанию Viewpoint DataLabs, где была «оцифрована» при помощи специальных устройств ввода трехмерной информации. Вся полученная информация была собрана в трехмерные объекты в программе Флайер Звездного ФлотаMaya от Alias/Wavefront, служившей основной рабочей средой. Такая же важнейшая составляющая хорошей CGI-модели, как текстуры кораблей были изготовлены по совершенно новой технологии «проекционных текстур» — сначала в Photoshop была создана их основа, а затем они проецировались на объект (борт корабля) в Maya сквозь псевдо-источник света. Это позволило создать текстуры, во много раз превосходящие качеством все известные аналоги, созданные по традиционной технологии. Для работы применялись рабочие станции Silicon Graphics.

Далее требовалось создать фон — космос, на котором и должно было происходить основное действие фильма. Его создал художник-постановщик Ричард Криглер (Richard Kriegler) в тесном сотрудничестве с Джонатаном Фрайксом, Риком Берманом и со-продюсером Питером Лауритсоном. В отличие от предыдущих фильмов сериала, тяготевших к более традиционным изображениям космоса — темным и блеклым, с преобладанием черно-белых тонов, созданные Ричардом Криглером картины поражают потрясающей красотой и яркостью красок. Такой и является нам необычная водородно-пылевая туманность, в одном из «рукавов» которой и располагается система планеты Ба Ку, одно из центральных мест действия фильма. Флагманский корабль Сон'а выходит их Криглер, будучи большим специалистом по Adobe Photoshop, собственноручно создал для фильма около 40 различных фоновых изображений космического пространства, на которые затем было добавлено несколько слоев трехмерных объектов — таких, как планеты, туманности и другие непреложные элементы космоса. В итоге фон состоял из более чем десятка слоев, в основном трехмерных анимированных объектов — например, вращающихся газообразных облаков. Так как именно этого эффекта (а также еще нескольких интересных эффектов) в Maya не было, программистам пришлось написать небольшую программу-интерфейс для совместного использования с Maya еще нескольких программ, эффекты которых они хотели использовать — Shake от Nothing Real, flint и flame от Discreet Logic, а также рендеринг-модуля Mental Ray от Softimage. Вообще, Softimage здесь широко использовался как удобный и быстрый рендеринг-модуль для тестирования «хореографии» кораблей и движений «виртуальной кинокамеры». После очередной коррекции сцена отправлялась на рендеринг, а затем сбрасывалась на кассету, которую отсматривали Фрайкс, Берман и Лауритсон. Они вносили в сцену изменения, после чего процесс повторялся снова и снова. Когда же наконец все изменения были внесены (обычно это происходило после двадцати-тридцати прогонов) и сцена признавалась финальной, данные отправлялись обратно в Maya, где производился финальный рендеринг высокого разрешения для последующей печати на пленку.

Корабли Сон'аИспользование «виртуальной камеры», простое на первый взгляд, таит в себе несколько «подводных камней» для ее оператора. По сравнению с обычной камерой на кране она дает столь широкую свободу передвижений, что увлекаясь, оператор может забыть (и чаще всего забывает) про соответствия движений виртуальной камеры ее традиционным собратьям, которые необходимы для создания у зрителя ощущения реальности происходящего. Например, для того, чтобы снять маневрирующий самолет в движении, камеру придется разместить на другом самолете, летящем рядом с той же скоростью; физические ограничения же реального мира не позволят самолету с камерой свободно перемещаться взад-вперед вокруг объекта съемки, или нарезать круги вокруг него. Виртуальная камера, конечно же, позволит вращаться вокруг летящего самолета как заблагорассудится ее оператору, вплоть до пролетов сквозь него; но реальность картинки для зрителя будет потеряна. Гонки на флаерах.Например, для фильма Lost in Space это стало одной из причин низкого коммерческого успеха. Начальный эпизод фильма, в котором пилот Дон Уэст (Don West), управляя космическим истребителем сражается с террористами, был полностью создан средствами CGI и страдал от синдрома «виртуальной камеры» по полной программе — его истребитель постоянно находится по центру экрана, а камера следует за ним, все время держась на одном и том же расстоянии. Привыкшая к традиционным движениям камеры аудитория сразу раскусила «подделку», что свело на нет весь эффект воздействия. В этом отношении снятые традиционным методом «The Fifth Element» и «Starship Troopers» оказались во много раз реалистичнее и эффектнее. Для того, чтобы не попасть в эту ловушку, создатель эффектов должен задать себе примерно такой вопрос, как ни странно это звучит: «Если бы космические корабли были настолько же реальны, как сейчас самолеты, то как бы я построил сцену боя и как ее снимал?»

Когда подошла очередь создания кадров, на которых совмещались люди и компьютерные модели кораблей, то здесь обнаружилась небольшая заминка. Нет, снять актеров на нейтральном фоне отнюдь не было проблемой. Сложность здесь заключалась в том, что вид из иллюминаторов кораблей (или, скажем, вид с мостика «Энтерпрайза») и то, что видели зрители (а точнее — то, что видела «виртуальная камера»), Телепорты у Сон'а работают несколько по другомуне должны были совпадать — углы зрения ведь были разные. Чтобы решить эту проблему, пришлось сперва рисовать в набросках то, как должен был отличаться вид из того или иного иллюминатора по сравнению с уже существующими кадрами, а затем создавать сцену практически заново — поворачивать корабли на нужный угол, приближать или удалять «камеру», добавлять какие-то детали (например, какие-то близлежащие детали корабля, на котором находился наблюдатель) и рендерить. Совмещение выполнялось при помощи Composer и Shake.

Следующим принципиальным и логичным шагом было бы создание реалистичных компьютерных взрывов, но… Как все знают по тем же телесериалам (да возьмите хотя бы «Lexx»), компьютерные взрывы — это что-то ужасное. И, к сожалению, за несколько лет технологии моделирования таких процессов не продвинулись вперед настолько, чтобы можно было полностью положиться на них. Джон Гроуэр тоже понимал это, поэтому не стал рисковать испортить все впечатление от фильма и решил все-таки обратиться к традиционной пиротехнике. Все пиротехнические эффекты были созданы компанией O’Connor Effects, а для того, чтобы им было что взрывать, пришлось придумать несколько интересных трюков. Финальный взрыв научного корабля Сон'аГроуэр нашел небольшую компанию Innovation Arts, которая по данным в формате Maya изготовила на специальном станке детали моделей из цветного пенопласта, из которых в Hunter Gratzner Industries были собраны по две 2,5-метровые модели сильно упрощенного дизайна на каждый корабль. Затем они были окрашены, заправлены 230 пиропатронами каждая и взорваны на черном фоне, в качестве которого использовалось ночное небо и специальная подложка в студии (именно поэтому каждая модель была выполнена в двух экземплярах). Все это снималось со скоростью 360 кадров в секунду на специальную камеру. Далее все это оцифровывалось, вводилось в компьютер и совмещалось с компьютерными изображениями кораблей при помощи опять-таки Composer и Shake. Ну, а после того, как к взрывам добавили несколько эффектов, созданных при помощи Mental Ray, результат превзошел все ожидания — до этого такие классные кадры создавали, пожалуй, только на ILM.

Самой сложной частью всей работы было, по словам Джона Гроуэра, создание лазерных выстрелов, протонных торпед и энергетических щитов кораблей. Они также были сделаны полностью компьютерными, но в отличие от кораблей Сон’а, например, должны были в точности соответствовать их «реальным» прототипам. Взрыв кораблей Сон'аВселенная «Звездного пути» отличается от других фантастических фильмов в первую очередь тем, что уже давно и тщательно проработана в отношении некоторых вещей и хорошо знакома зрителям, поэтому при создании каждого подобного эффекта приходилось постоянно следить за его соответствием тому, что уже было создано в предыдущих фильмах. Занимаясь этой частью работы им пришлось пересмотреть подобные кадры практически изо всех фильмов сериала, а также постоянно консультироваться с продюсерами фильма. Вся «конструкционная» работа здесь по-прежнему была выполнена в Maya, а рендеринг был выполнен при помощи программы RenderMan компании Pixar. Ну, а самой трудной сценой Гроуэр назвал погоню двух кораблей Сон’а за «Энтерпрайзом» в финале фильма. Эта сцена состояла из более чем двадцати различных слоев эффектов, включая компьютерные и пиротехнические; и самым трудным здесь было совместить их все так, чтобы произвести впечатление целостной картины.

 






 

  • Удаленные сцены
  • вырезанный момент навешивания.Вырезана сцена на планете в начале фильма, в которой Дейта «навешал» некоторым из Сон’а.
  • Вырезана интересная сцена в библиотеке корабля, где Райкер и Трой перекидываются комочками бумаги и получают за это предупреждение от библиотекаря.
  • Вырезана сцена, в которой Пикар проливает растопленный сыр на планшетный компьютер.
  • Вырезана сцена момента «выброса» из warp-двигателей.
  • Вырезаны обе сцены, в которых Пикар и Эния обмениваются долгими сексуальными поцелуями (и очень жаль, кстати! :). Джонатан Фрайкс возражал и пытался оставить их в фильме (особенно за первую их них, имевшую место сразу после того, как Эния останавливала время и сдувала лепестки с цветка), но безуспешно.
  • Вырезана сцена, в которой прозревший ЛаФорж появляется в инженерном отсеке и, осмотревшись, говорит техникам: «И как только вы этим пользуетесь?» До этого, пользуясь сперва визором, а затем специальными глазными протезами, он различал не Пикар и Энея - вырезанный поцелуйтолько волны всего светового диапазона от UV до IR, но также мог «видеть» звуки.
  • Вырезана сцена, в которой появлялся Кварк (Quark) — бармен из «Deep Space Nine». В отличие от предыдущих, эту сцену вырезал сам Фрайкс, так как он посчитал его появление в фильме слишком надуманным. Впрочем, Армин Шимерман (Armin Shimerman), исполнитель роли Кварка, был вполне согласен с его мнением.
  • Вырезана сцена, в которой на борту корабля Сон’а была отчетливо видна надпись «Поддержки не жди!» («The will be no cover-up!»).
  • Урезана сцена схватки Пикара и Ру’Афо. После того, как Пикара подбирает на борт «Энтерпрайз», а «Солнцесборник» (Solar Collector) Сон’а взрывается, в оригинальном окончании Ру’Афо выпадает в открытый космос и падая на планету пролетает сквозь метановые кольца, молодея на глазах. Впрочем, его это все равно не спасло ;).Кварк
  • Интересные факты
  • «Звездный путь: Восстание» — девятый фильм сериала «Звездный путь» :)))
  • Став режиссером фильма, Джонатан Фрайкс повторил достижение Леонарда Нимого, который также был одновременно исполнителем одной из главных ролей и режиссером в двух фильмах — «Поиск Спока» и «Путешествие домой».
  • Во время работы над сценарием фильма были последовательно созданы три совершенно разных варианта сценария, два из которых были отклонены.
  • странный ножикВ одной из начальных сцен фильма, когда нам демонстрируется жизнь на планете Ба Ку, «инопланетный» нож, которым резали тесто на самом деле являлся ножом племени Улу с Аляски.
  • По настоянию компании Paramount финал, довольно-таки скромный в оригинальном варианте сценария, был заменен на намного более грандиозный. Для его реализации компания Santa Barbara Studios дополнительно создала 23 эффекта. Также это повлияло на судьбу главного злодея фильма, Ру’Афо.
  • Секретное судно-оружие Сон’а («Солнцесборник») было создано под влиянием «Солнечного парусника» из фильма «Трон» (Tron, 1982), также целиком и полностью созданного при помощи технологий CGI.
  • Адмирал Мэтью Догерти (Matthew Dougherty, актер Энтони Зербе), был «растянут» до смерти на станке для косметических подтяжек кожи. Как видно, плохим парням в его исполнении не везет на технику — в «Лицензии на убийство» («Licence To Kill», 1989), 16-ом фильме сериала о Джеймсе Бонде, его персонаж контрабандист Милтон Крест (Milton Krest) был насмерть декомпрессирован в декомпрессионной камере.
  • В те моменты, когда Джонатану Фрайксу не приходилось находиться на съемочной площадке в роли Уильяма Райкера, он практически постоянно стоял за камерой, а для съемки некоторых сцен даже носил на себе ее мобильный вариант — Steadycam.
  • Основной геометрический элемент дизайна космических кораблей Сон’а — шестиугольник.
  • ручное управление ЭнтерпрайзаДля ручного управления «Энтерпрайза» Райкер воспользовался слегка видоизмененным джойстиком Thunderbird канадской фирмы Advanced Gravis, создателем культовых звуковых карт серии Ultrasound.
  • Изображение «Энтерпрайза» для постера фильма было позаимствовано из «Первого контакта».
  • Девиз фильма — «Битва за рай началась» (The Battle For Paradise Has Begun) — является «калькой» девиза «Неоткрытой страны» — «Битва за мир началась» (The Battle For Peace Has Begun).
  • «Звездный путь: Восстание» — первый фильм сериала «Звездный путь» и один из первых современных фантастических фильмов, в котором в качестве основных рабочих моделей использовались модели кораблей, полностью созданные при помощи технологий CGI.
  • «Звездный путь: Восстание» также стал самым дорогим фильмом сериала. По официальным данным бюджет фильма составил $58 млн., по неофициальным — $85 млн. Предыдущий рекорд был установлен «Первым контактом» (1996) — $45 млн.

 


Основная актерская команда фильма

Команда USS Enterprise NCC1701-E из фильма
«Звездный Путь: Восстание»

 

  • Цифры

Премьера фильма : 11 декабря 1998 года.
Бюджет : 58 млн. долл. (неофиц. — $85 млн.)
Общие кассовые сборы в кинотеатрах : 70,100,000 (США); 150,000,000 (весь мир)
Доход от реализации на видео : 40,500,000 (США)

  • Достижения фильма
Премия Академии научно-фантастических, фантастических фильмов и хоррора «САТУРН», 1999 год :
  • Категория: Лучший грим
    • Майкл Уэстмор (Michael Westmore)
  • Категория: Лучший научно-фантастический фильм

 

Номинация на премию Golden Satellite Awards, 1999 год :
  • Категория: Лучшие эффекты
    • Терри Д. Фрейзи (Terry D. Frazee)

 

Номинация на премию Hugo, 1999 год :
  • Категория: Лучшее драматическое действие

 

Номинация на премию Young Artist Awards, 1999 год :
  • Категория: Лучшее исполнение роли второго плана
    • Майкл Уэлч (Michael Welch)
  • Категория: Лучший семейный драматический фильм

 

Битва за рай началась!

Постер фильма