Back to Top

Star Trek: First Contact


предыдущий фильмсписок фильмовследующий фильм
 

  • Информация о фильме
год выхода: 1996
режиссер: Джонатан Фрэйкс (Jonathan Frakes)
по сюжету: Рик Берман (Rick Berman), Брэннон Брага (Brannon Braga), Рональд Мур (Ronald D. Moore)
сценарий: Брэннон Брага (Brannon Braga), Рональд Мур (Ronald D. Moore)
музыка: Джерри Голсмит (Jerry Goldsmith)
продюсер: Рик Берман (Rick Berman)
в ролях: Патрик Стюард(Patrick Stewart) — капитан Пикард
Джонатан Фрейкс(Jonathan Frakes) — Райкер
Брент Спайнер(Brent Spiner) — Дайта
Марина Сиртис(Marina Sirtis) — Трой
Майкл Дорн(Michael Dorn) — Ворф
Гейтс Мак-Федан(Gates McFadden) — доктор Крашер
Левар Бартон(LeVar Burton) — Лафорж
а также
Алфри Вудард(Alfre Woodard) — Лили
Джеймс Кромвел(James Cromwell) — доктор Кокрейн
Элис Криги(Alice Krige) — королева боргов
Роберт Пикардо(Robert Picardo) — Доктор
Нил Мак-Доноу(Neal McDonough) — лейтенант Хэйк
  • Сюжет
Время действия : 2373 год
(звездная дата: 50319.5)

Если вы считаете, что враги человечества номер один — это Клингоны, то вы ошибаетесь. Это — Борги.

Энтерпрайз E на заданииРасследуя уничтожение колонии «Глубокий космос пять» (Deep Space Five), капитан Пикард приходит к выводу, что это дело рук Боргов. Он не ошибается, — как раз в этот момент Борги начинают массированную атаку на Звездный Флот. Имея преимущество в огневой мощи, они продвигаются вперед, постепенно приближаясь к Земле, и только своевременная помощь Пикара, знающего слабые стороны их кораблей, помогает предотвратить неминуемую ассимиляцию человечества. Но Борги не собираются останавливаться на достигнутом — перед уничтожением их корабля они успевают запустить сферу, которая отправляется в путешествие назад во времени, чтобы уничтожить человеческую расу в тот момент, когда она наиболее уязвима. «Энтерпрайзу» ничего не остается, как следовать на ними.

Борги перемещаются в прошлое (в 4-е апреля 2063 года, если быть точным) за один день до важнейшей даты в истории земли — первого контакта с инопланетной расой. Как известно из истории Земли и Звездного Флота, 5-го апреля 2063 года изобретатель гиперпривода Зефрам Кокрейн (Zefram Cochrane) совершил первый гиперпространственный полет на своем корабле «Феникс», чем привлек внимание космического корабля с планеты Вулкан. Через день посланцы Вулкана совершили посадку на планете Земля и вступили в контакт с землянами.

Жан-Люк Пикар не любит БорговБорги решили помешать этому; но, к счастью, «Энтерпрайз» успевает вовремя и уничтожает их корабль до того, как они успевают нанести человечеству непоправимый ущерб. Однако, несколько Боргов попадают на борт «Энтерпрайза», и на нем разворачивается борьба за обладание кораблем. В это же время на Земле Джорджи ЛаФордж и Райкер пытаются убедить Зефрама Кокрейна все-таки совершить свой исторический полет. Кокрейн, совершенно не претендующий на лавры героя и первооткрывателя, строил свой корабль из чисто меркантильных соображений; обремененный же грузом ответственности за судьбы жителей Земли, он пускается в паническое бегство. Чтобы позволить истории развиваться своим естественным ходом, Райкер с Джорджи парализуют его, доставляют на стартовую площадку, и волей-неволей Кокрейну приходится совершить старт.

Дайта и Королева БорговК этому моменту «Энтерпрайз» оказывается полностью захваченным Боргами; среди их пленников оказывается и Дата. Так как Борги не в состоянии ассимилировать андроида, Королева Боргов предлагает Дате соблазн стать «почти человеком» (импланты живой кожи) в обмен на коды доступа ко всем функция «Энтерпрайза» — в первую очередь, к орудийным установкам. Казалось бы, давняя мечта Даты вот-вот может осуществиться… Все, что от него требуется — уничтожить «Феникс». Судьба Земли и всего человечества будет полностью зависеть от его решения.

Будет ли сопротивление?

 






 

  • История создания фильма

Рик Берман - продюссер фильмаЕще до выхода на экраны «Поколений» Paramount дала зеленый свет съемке следующего фильма с участием экипажа «Следующего поколения» во главе с продюсером Риком Берманом. На съемки «Первого контакта» была выделена ошеломляющая сумма в 45 млн. долл., — гораздо больше, чем было затрачено на любой другой фильм сериала. Это воодушевило Бермана, и в сотрудничестве с уже знакомыми нам сценаристами Рональдом Муром и Брэнноном Брагой они принялись за сюжет и сценарий будущего фильма, заранее предвкушая, как они смогут развернуться с таким бюджетом. Забегая вперед, скажу, что они оправдали наши ожидания.

Джонатан Френкли - актер и режисерБерман заранее знал, что он хотел бы показать в следующем фильме. Он справедливо считал, что каждый хороший фильм сериала является тщательно сбалансированной смесью научной фантастики, драматического действия, морали, юмора и «action». По его предложению режиссером фильма был выбран Джонатан Фрайкс (Jonathan Frakes), исполнитель одной из главных ролей сериала — командир Уильям Райкер (Commander William Riker), ранее хорошо себя зарекомендовавший в качестве режиссера телевизионных серий (в общей сложности он снял 13 или 14 эпизодов «Следующего поколения»). Будучи полностью в нем уверенным, Рик Берман не сомневался, что дебют Фрайкса на большом экране будет таким же удачным, как и дебюты Леонарда Нимого, Уильяма Шетнера (все-таки, «Последняя граница» как фильм в целом удалась… ну, или почти удалась 😉 и Дэвида Карсона (David Carson) до него.

В «Первом контакте» впервые за 30 лет существования сериала наконец-то было решено рассказать зрителям о том, какой была наша вселенная до создания Звездного Флота — задолго до того момента, как мы впервые увидели ее в 23-ем веке. Также было решено найти Пикару и его компании самых достойных и интересных противников.

Борги - большое зло...Изо всех злодеев и врагов, что присутствовали в сериале, самыми притягательными, несомненно, являлись Борги — у фэнов они возглавляли практически все «рейтинги злодеев». И, так как до этого момента никак не представлялась возможность донести Боргов до широкого экрана, изобразив их кибернетическую расу во всей красе и без ограничений бюджета телевизионной серии, Берман, Звездный Фтол атакует Куб БорговФрайкс, Мур и Брага сообща решили сделать их главной противодействующей силой этого фильма. Узнав об этом, фэны возликовали.

На роль Зефрама Кокрейна был выбран английский актер Джеймс Кромвелл (James Cromwell, более всего известный благодаря своей роли в фильме «Babe»). Его персонаж впервые появился в эпизоде «Metamorphosis» оригинального сериала; тогда его роль исполнял Гленн Корбетт (Glenn Corbett). В том эпизоде Керк обнаруживает его, к тому времени уже 150 лет как мертвого, на таинственной планете. Попутно Керк выясняет, что Кокрейн родом с Альфы Центавра.

Джейсм Кромвелл сыграл легендарного Зефрам КокрейнРаз решив перекраивать историю «Звездного пути», сценаристы решились не останавливаться на полпути, и резать оригинальный сюжет дальше. По новому сценарию Кокрейн стал уроженцем Земли, кроме своего изобретательства ничем остальным не выдающийся. Он вовсе не является героем, он просто делает свое дело из чисто меркантильных побуждений. Также у него появилась напарница Лили Слоэн (Lily Sloane), прообразом для которой послужили навигатор Лэмберт (J.M. Lambert) из «Alien» и стрелок Васкес (J. Vasquez) из «Aliens».

Никому из актерского состава не импонировал тот факт, что добрая половина экипажа «Следующего поколения» имела все шансы не участвовать в съемках фильма. Эта небольшая, но принципиальная проблема постоянно присутствует там, где телесериал переходит на широкий экран. Ворф уиться топтать кнопкиЕсли посмотреть на первые шесть серий классического киносериала, то среди них всегда можно найти пару таких, в которых Чехов, Ухура или Сулу играют совсем небольшие, подчас не более чем эпизодические роли. В «Первом контакте» назревала та же проблема. На съемках телесериала она была бы легко разрешима — если кто-то принимает лишь эпизодическое участие в съемках одной серии, то всегда есть возможность снять его в следующей. Но с кинофильмом такой трюк уже не пройдет, потому что большинство зрителей постоянно желает видеть на экране только главных героев — а обычно это Пикар, Райкер и Дата; и единственный путь вовлечь в повествование всех членов экипажа — написать такой сценарий, в котором необходимость присутствия всех и каждого будет определяться логичным развитием сюжетной линии. Что и является причиной особой гордости сценаристов фильма — и Рональд Мур и Брэннон Брага имеют все основания полагать, что с этой задачей они справились вполне успешно.

Прикольные скафандры с изъяномСъемочный процесс постоянно замедляли досадные «мелочи» — например, новые скафандры, в которых Пикар, Ворф и лейтенант Хок выходили в открытый космос. После того, как все актеры закрыли забрала шлемов и прозвучала команда «мотор!», съемка началась, но уже через десять минут все трое как по команде резко открыли забрала и стали жадно вдыхать воздух. На вопрос Фрайкса «А в чем собственно дело?» от всех троих последовал весьма необычный ответ: «Я задыхаюсь!» Как выяснилось, скафандры оказались с дефектом — в отличие от реальных космических скафандров в этих моделях дизайнеры не предусмотрели ни вентиляции, ни системы кислородного питания, и актерам приходилось дышать только тем воздухом, который был внутри скафандра. Доработка скафандров заняла лишних три недели.

Создатели фильма о своей работе
Джонатан Фрайкс: «Хотя это и моя первая работа в кино, я считаю, что фильм удался. Мне понравилось, что здесь, в отличие от работы над телесериалом у нас было достаточно денег и времени на досъемку и дубли — это позволяет делать все более качественно. Здесь присутствует великолепный подбор актеров и отличный сюжет — я думаю, лучшие из всех фильмов сериала. Мы вернули сериалу истинно фэнский настрой.»

 






 

  • Визуальные эффекты

ILM… Для любителя фантастики этих трех букв уже достаточно, чтобы заранее предвкушать грядущее экранное великолепие. «Законодатели моды визуальных эффектов» не подвели и на этот раз. Как и в предыдущем фильме, они практически единолично выполнили основной объем работ, распределив среди четырех других фирм (Pacific Ocean Post, VisionArt, Matte World Digital и уже знакомая нам Illusion Arts) различные «остатки» — в основном, второстепенные эффекты и устранение рабочих элементов из кадра.

Новый Энтерпрайз«Звездный путь», естественно, начинается с «Энтерпрайза»; а по причине того, что в последнем фильме («Поколения») «самый известный космический корабль» погиб (причем как корабль в фильме, так и модель во время съемок — искусство, как-никак, требует жертв), для этого фильма была построена новая модель — корабль назвали «Энтерпрайз-Е», на замену погибшего «Энтерпрайза-D». Дизайнер Ким Смит работает над моделью Энтерпрайза-ЕМодель длиной 3 метра была создана модельмейкером ILM Джоном Гудсоном (John Goodson) по дизайну Германа Циммермана (Herman Zimmerman), соединившего в новом дизайне плавные кривые оригинального «Энтерпрайза» и стремительные линии «Энтерпрайза-D». По ней была создана компьютерная модель, использовавшаяся в основном только на общих и удаленных планах съемки; на всех же крупных планах была использована реальная модель. Качество ее исполнения вы можете оценить в первой же сцене фильма, когда корабль пролетает вблизи камеры.

Куб БорговСледующим на повестке дня стояло создание «куба» Боргов. Для различных планов съемки были созданы две потрясающе деталированные модели высотой 0,75 и 1,5 метра, а все технические аспекты съемки была тщательно выверены. Для того, чтобы дать зрителям лучше «прочувствовать» гигантские размеры корабля Боргов, были применены несколько простых, но эффектных «маленьких хитростей» — например, на всех близких планах «куб» намеренно не показывался полностью, всегда находилась какая-то его часть, которая не помещалась в кадре. Это наводило зрителей на мысль «какой же он огромный, что не помещается даже на огромном экране кинотеатра!» К сожалению, эти модели просуществовали не более того времени, что потребовалось на съемку сцены битвы, и в соответствии со сценарием погибли под огнем флотилии Федерации.

Сфера Боргов (у них все очень просто называется)Принимавшие участие в битве с Боргами корабли Звездного Флота, включая знакомый нам по сериалу «Глубокий космос Девять» корабль «Defiant», в отличие от «Энтерпрайза» существовали только в виде компьютерных моделей. Также компьютерным отделением ILM была от начала и до конца создана сцена, в которой сфера Боргов создала темпоральную воронку. И воронка, и сфера Боргов, и следовавший за ними «Энтерпрайз» в этой сцене являлись компьютерными моделями. По этим кадрам вы можете определить качество работы компьютерного отделения ILM, сравнив их с реальными моделями, применявшимися в других сценах. Момент прохождения Сферы сквозь времяКстати, расходящиеся из воронки волны энергии не случайно походили на расходящиеся ракетные струи сцены взлета «Аполлона 13» («Apollo 13», 1995) из одноименного фильма — это было сделано специально, как бы в доказательство, что такая технология есть не только у студии Джеймса Кэмерона Digital Domain.

Самым лучшим эффектом, давшим фильму номинацию на премию «Golden Satellite Awards» был, без сомнения, момент появления Королевы Боргов (ее роль исполнила Алиса Криге). А вот и Королева...Для его создания была применена техника съемки, аналогичная использовавшейся ILM при создании эффектов к фильму «Смерть ей к лицу» («Death Becomes Her», 1992). Загримированная актриса с покрытыми специальным материалом частями тела поднималась и опускалась перед камерой при помощи подвески для гимнастов и специального крана с дистанционным управлением; ожидавшее ее внизу тело Борга было дорисовано, а финальное совмещение живой актрисы в полном костюме и процедуры опускания «головной части» Королевы Боргов было сделано посредством морфинга и 3D-анимации.

 






 

  • Детали
  • Во время сцены в голодеке можно увидеть Итана Филлипса (Ethan Phillips), более известного в качестве исполнителя роли Ниликса в сериале «Вояджер». Там же в составе биг-бенда можно заметить Джонатана Фрейкса, он играет на тромбоне.
  • Внимательно следите за титрами в конце фильма — после списка дублеров следует список «Борг-дублеров».
  • Когда Пикард демонстрирует Лили, что они находятся на космическом корабле и идти ей некуда, на наблюдаемом через иллюминатор участке Земли присутствует Австралия и Папуа — Новая Гвинея, но не хватает Новой Зеландии.
  • По словам Пикарда, «Энтерпрайз-Е» имеет 24 палубы; но позже офицер охраны докладывает, что Борги захватили палубы с 26-той по 11-ю.
  • Интересные факты
  • Большая часть музыки, написанной для фильма Джерри Голдсмитом Jerry Goldsmith), была в чистом виде позаимствована или основана на темах из первого фильма («Звездный путь: Кино») и «Последней границы». Даже в главной теме «Первого контакта» использована мелодия из «Последней границы».
  • Планировавшаяся в сюжетной линии любовная линия Пикара так и не дошла даже до первого варианта сценария.
  • По словам самого Фрайкса, для вдохновения перед началом съемок он пересмотрел «Alien», «Aliens», «Close Encounters of the Third Kind», «Blade Runner» и «Jaws».
  • Борги, какими они появляются в «Первом контакте», сильно отличаются от своих собратьев из телесериала — новый вид был придан им для того, чтобы они больше походили на зомби.
  • Костюмы и грим Боргов ежеминутно требовали поправок и обновлений по причине жаркой погоды в Лос-Анджелесе и еще более жаркой — внутри съемочного павильона. По этой же причине актеры, исполнявшие их роли, к концу съемок существенно потеряли в весе.
  • Глаза Боргов, мигая, азбукой Морзе передают имена людей, принимавших участие в съемках фильма.
  • Хотя роль Зефрама Кокрейна была написана почти что специально для Джеймса Кромвелла, в начале на эту роль планировали взять Тома Хэнкса.
  • Изобретатель гиперпривода Зефрам Кокрейн впервые появился в эпизоде «Metamorphosis» оригинального сериала в исполнении Гленна Корбетта. В фильме, в отличие от оригинального сериала, он является уроженцем Земли, а не Альфы Центавра; отчасти поэтому в фильме он выглядит совершенно по-другому.
  • Музыка, без которой Зефрам Кокрейн и помыслить не мог космическое путешествие — это хит Роя Орбисона «Ooby Dooby» 1955 года, ставшая в 1956 году суперхитом — было продано более 350,000 экземпляров.
  • Похожий на часы прибор с бегающими молниями вместо стрелок, расположенный в изголовье стола, на который Борги поместили захваченного Дату, является классическим примером «визуализатора» (по-нашему «глюкала») для планетариев и различных шоу, стоит примерно $150 и его можно было купить в Москве задолго до съемок фильма.
  • Сравнение Пикара с Капитаном Ахабом (Captain Ahab) из Моби Дика (Moby Dick) в фильме оказалось не случайным. Впоследствии Патрик Стюарт исполнил роль Капитана Ахаба в новой телевизионной версии Моби Дика (1998 года).
  • Созданные специально для этого фильма космические скафандры оказались с дефектом — в них не было предусмотрено ни вентиляции, ни системы кислородного питания, и их доработка заняла три недели.
  • Тарелка дефлектора имеет обозначение AE35 — то же, что и у вышедшего из строя блока спутниковой антенны космического корабля «Discovery» («2001: A Space Odyssey»).
  • Ближе к концу съемок режиссер фильма Джонатан Фрайкс получил прозвище «Two takes Frakes» по причине того, что постоянно делал вторые дубли — и когда это было необходимо, и когда нет.

 


Основная актерская команда фильма

Команда USS Enterprise NCC1701-E из фильма
«Звездный Путь : Первый контакт»

 

  • Цифры

Премьера фильма : 22 ноября 1996 года.

Бюджет : 45,000,000 долл.
Кассовые сборы в кинотеатрах за первый уик-энд: 30,700,000 (США)
Общие кассовые сборы в кинотеатрах : 92,000,000 (США); 150,000,000 (весь мир)
Доход от реализации на видео : 40,500,000 (США)

  • Достижения фильма
Номинации на награду Американской Киноакадемии «ОСКАР», 1997 год :
    • Категория: Лучший грим
      • Джейк Гарбер (Jake Garber), Майкл Уэстмор (Michael Westmore) и Скотт Уилер (Scott Wheeler)

«Оскар» получил фильм «Чокнутый профессор» (Nutty Professor, The)

 

Премия Академии научно-фантастических, фантастических фильмов и хоррора «САТУРН», 1997 год :
  • Категория: Лучший дизайн костюмов
    • Дебора Эвертон (Deborah Everton)
  • Категория: Лучший актер второго плана
    • Брент Спайнер (Brent Spiner)
  • Категория: Лучшая актриса второго плана
    • Алиса Криге (Alice Krige), роль Королевы Боргов

 

Премия Blockbuster Entertainment Awards, 1997 год :
  • Категория: Самый популярный актер в жанре научной фантастики
    • Патрик Стюарт

 

Номинация на премию Golden Satellite Awards, 1997 год :
  • Категория: Выдающиеся визуальные эффекты
    • Джон Кнолл (John Knoll)

 

Номинация на премию Hugo, 1997 год :
  • Категория: Лучшее драматическое действие

 

Сопротивление бесполезно!

Постер фильма